Потенциал с обременением
У сектора МСП+ большие перспективы, но стимулов к росту самих малых компаний пока нет
Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило первые оценки численности и потенциала сектора МСП+, которые могут стать драйвером импортозамещения. Данные подтверждают инвестиционную и инновационную активность таких компаний, а также высокие показатели производительности труда, но сектор охватывает менее 7 тыс. компаний, на которые приходится 11% всего оборота и бизнеса в РФ и 4% занятых в нем. Нежелание компаний расти объясняется отсутствием мотивации и желанием сохранить льготы, ориентированные на малый бизнес.
По данным АСИ, в 2022 году в МСП+ насчитывалось 6,9 тыс. компаний с суммарным оборотом в 31,6 трлн руб. и численностью занятых в 2,9 млн человек (среди них могут быть компании с госучастием и представители холдингов, но исключены ГУПы). Оборот всех компаний РФ за вычетом МСП+ оценивается АСИ в 250 трлн руб., а количество занятых — в 69,1 млн человек. В отраслевом разрезе МСП+ — это в основном предприятия торговли (3,1 тыс., они обладают наименьшими льготами и не имеют стимулов сохранять статус МСП) и обрабатывающей промышленности (1,7 тыс.).
Под МСП+ понимается проектируемая правительством категория бизнеса, «выросшего» из МСП, но не ставшего крупным, то есть де-факто о средних компаниях, ставших в РФ редкостью.
Формированию этого сектора мешает развилка, возникающая перед компаниями при преодолении границы МСП: чтобы не потерять льготы, малые компании могут дробиться, использовать оптимизационные схемы (для сохранения доходности без увеличения выручки) или пополнять собой активы крупного бизнеса. Правительство же рассчитывает, что компании «переходной» категории (с выручкой до 10 млрд руб.) из приоритетных отраслей (обработка, IT, туризм, инжиниринговые центры и технологические компании) станут драйвером импортозамещения и технологического развития.
В АСИ изучили компании со средней выручкой в 1–19 млрд руб. за пять лет. Нижняя граница проходит по сектору МСП (потолок — 2 млрд руб.), верхняя «заходит» в крупный бизнес, который минимально нуждается в поддержке. Рамка позволила изучить этапы жизненного цикла МСП+ и выявить проблемные точки. Так, на первом этапе (до 3 млрд руб.) предприятия расширяют бизнес, а рентабельность растет по инерции благодаря уже полученным льготам.
Проблемы проявляются на втором этапе (3–7 млрд руб.) — на этот сегмент приходится наибольший среди МСП+ объем налоговой нагрузки в пересчете на одного сотрудника, а рентабельность сокращается на 30%.
На траекторию роста рентабельности компании возвращаются на третьем этапе (от 7 до 12 млрд руб.): они резко увеличивают траты на НИОКР, внедрение инноваций позволяет адаптироваться к новым условиям, а производительность труда достигает максимума. Инвестиции эти, впрочем, нацелены в основном на повышение эффективности — капвложения отодвигаются на более поздние сроки. В итоге на четвертом этапе (12–17 млрд руб.) компании теряют в рентабельности из-за невозможности наращивать выпуск. В отсутствие капитала для поддержания роста небольшая доля компаний выходит на долговой рынок. Пятый этап определяется переходом МСП+ в сегмент крупного бизнеса (от 16–17 млрд руб.) — и повышением эффективности и рентабельности активов при замедлении темпов роста производительности и высокой налоговой нагрузке. Доля обрабатывающих производств в этом сегменте достигает 30%.
С учетом этих особенностей развития МСП+ авторы предлагают разработать для них стандартный комплекс мер поддержки, стимулируя продажи МСП+ за счет льгот при госзакупках, помощи в экспорте и отраслевых протекционистских мер (в отраслях, где доминируют крупнейшие компании), а также обеспечив доступ МСП+ к капиталу, пока отсутствует инфраструктура, ориентированная на сектор, и выстроив комплексную поддержку с учетом проблем на каждом этапе (меры регрессионного налогового стимулирования, льготные кредиты, гранты и субсидии).