Песка осталось на дне
Стройка и незаконная торговля приближают дефицит второго ресурса в мире
Помимо растущих прогнозов дефицита технологического сырья, такого как медь или литий, проблемой становится и наличие в доступе экономик таких базовых его видов, как, например, песок,— на фоне роста его потребления из-за строительных и инфраструктурных проектов в мире ожидается его нехватка с 2050 года. Незаконная же торговля песком уже может считаться мировой проблемой, констатирует статья экономиста Дэвида Тейлора, опубликованная вчера в февральском выпуске Scientific American. Криминальные схемы, которыми пользовались и раньше, становятся все популярнее — рынок незаконной торговли песком оценивается в $200–350 млрд в год. Решение проблемы при этом пока не вполне очевидно: контроль за добычей «на месте» неэффективен, а на его цифровизацию нужно время, которого, по оценкам ООН, уже нет.
Проблема незаконной торговли песком приобретает глобальный характер: низкий порог входа в такой криминальный бизнес с каждым годом привлекает все больше людей — оценить их число даже примерно уже практически невозможно. Распространенность криминальных схем в отдельных странах, в том числе в России, известна, однако до сих пор системно не изучалась. Одной из первых попыток обзора этой части черного рынка песка можно считать статью экономиста Дэвида Тейлора, опубликованную в февральском выпуске Scientific American.
Размер этого рынка оценивается в $200–350 млрд в год, что сопоставимо с общим объемом незаконной лесозаготовки, добычи золота и рыболовства.
Продолжающееся расширение нелегальной торговли во многом объясняется ростом спроса на бетон, стекло и строительные материалы. Тренд фиксируется на фоне увеличения объемов строительства в развивающихся странах. При этом «легальное» предложение за ростом спроса не поспевает (см. график).
По оценкам ООН, темпы даже законной добычи намного опережают темпы рекультивации земель, на которых велось вымывание песка, и его приноса реками, что может привести к дефициту строительного песка уже в 2050 году. С учетом же нелегальной добычи этот срок становится ближе: песок остается вторым наиболее используемым ресурсом в мире после воды.
Учитывая степень зависимости от него, в ООН предлагают считать ресурс стратегическим и «полностью переосмыслить» подходы к его добыче, но, как признает организация, мониторинг даже легальной части рынка остается крайне сложной задачей.
Отследить же незаконную торговлю практически невозможно — для внешнего наблюдателя она фактически неотличима от легальной. «Ручной» контроль на всех ее этапах, как показывает опыт разных стран, неэффективен из-за коррупционных рисков. Цифровизацию же контроля на горизонте ближайших лет обеспечить во всех развивающихся странах не получится, хотя промедление, по оценкам ООН, приближает «песочный кризис».
В статье, опубликованной в Scientific American, конкретного предложения по урегулированию ситуации не приводится. Отмечается, впрочем, что наднациональные объединения при поддержке правительств отдельных стран могли бы создать интерактивную карту распространения проблемы. Системный взгляд может помочь выявить «горячие точки» для того, чтобы протестировать разные варианты решения проблемы там, где незаконная деятельность приобретает особенно заметные масштабы.