Односторонняя самодостаточность
Китай снижает зависимость от импорта, но не от экспорта
Политику Пекина по «повышению самодостаточности» китайской экономики можно считать успешной — зависимость страны от технологического импорта действительно снижается, фиксируют экономисты ФРС США Франсуа де Сойер и Дилан Мур. При этом процесс не сопровождается ослаблением связи между увеличением ВВП и динамикой поставок за рубеж — рост экспорта в последние пять лет был значительно сильнее роста импорта. Усиление геополитических рисков, однако, сказалось на притоке прямых инвестиций в страну — в последние два года он резко снизился.
Переориентация китайской экономики на модель роста, в большей степени ориентированную на внутренний рынок, сопровождается снижением зависимости КНР от технологического импорта, но не от экспорта — разрыв глобальных производственных связей с этой страной «даже не просматривается», говорится в обзоре экономистов ФРС США Франсуа де Сойера и Дилана Мура.
Напомним, политика «повышения самодостаточности» реализуется Пекином с 2018 года (когда США ввели первые масштабные ограничения на китайский импорт, повысив пошлины) и предусматривает стимулирование внутреннего производства в высокотехнологичных секторах.
Традиционная китайская модель роста предполагала увеличение инвестиций в экспортно ориентированные отрасли при ограничении внутреннего потребления (этому способствовала высокая норма сбережения). В последние пять лет доля инвестиций в ВВП страны оставалась высокой, а доля потребления, напротив, снижалась. Профицит же торговли в 2022 году оказался максимальным, составив почти $900 млрд (около 5% ВВП).
Рост импорта в последние пять лет был значительно слабее роста экспорта. Связь импорта и роста ВВП при этом ослабевала, что и является индикатором снижения зависимости от зарубежных поставок, указывают авторы.
Снижается эта зависимость в первую очередь за счет импорта механического и электрического оборудования, а также высокотехнологичных товаров. Падение экспорта последних, вероятно, связано с ограничениями со стороны США.
В качестве самого показательного примера изменения китайского рынка рассматривается китайский автопром: экспорт автомобилей из КНР начал резко расти с 2020 года, в итоге страна из их чистого импортера превратилась в чистого экспортера (это также сопровождается ростом экспорта автозапчастей). Поддержку экспорту оказывают доступ производителей к более дешевым компонентам — стали и электронике,— а также субсидии региональных властей (особенно на производство электромобилей). Но есть и еще одна причина: рост спроса на электромобили внутри страны вынуждает производителей искать экспортные рынки с более консервативной структурой потребления для загрузки мощностей по производству автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Снижение зависимости от импорта сопровождается сокращением притока прямых иностранных инвестиции — эта тенденция отмечается в последние два года, а по итогам третьего квартала показатель впервые оказался отрицательным с начала подсчета в 1998 году. Объем же исходящих инвестиций, напротив, остается сопоставимым с 2017 года. Основной причиной спада, вероятно, являются усиление геополитических рисков и угрозы санкций — в августе прошлого года США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные секторы в Китае. Это стимулирует френдшоринг — перенос сборки в более дружественные страны. В Китае, впрочем, также вводятся новые ограничения для иностранных инвесторов.