«Я не останусь, я ухожу»
Президент UEFA Александр Чеферин не намерен избираться в четвертый раз
В четверг в Париже прошел конгресс Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA). Ключевым пунктом повестки дня было утверждение своего рода обнуления сроков пребывания на посту президента UEFA Александра Чеферина. Сторонники такого варианта полагали, что первый срок, отбытый словенским юристом, неполный, а значит, не считается. Конгресс сокрушительным большинством голосов высказался за то, чтобы дать Чеферину возможность избраться в четвертый раз в 2027 году. Но вслед за этим сам президент UEFA заявил, что вообще не намерен выдвигать свою кандидатуру.
В четверг в Париже прошел очередной конгресс UEFA. В повестке дня, предложенной делегатам собрания, помимо дежурных вопросов под скромным номером 13 значился пункт о внесении изменений в статут UEFA. Речь шла о том, чтобы подкорректировать введенное ранее ограничение, согласно которому никто не может занимать пост президента UEFA более чем три четырехлетних срока. Суть корректировки заключалась в том, чтобы не засчитывать первый срок действующего президента Александра Чеферина.
Президентом UEFA господин Чеферин стал в сентябре 2016 года (переизбирался в 2019 и 2023 годах). Случилось это после того, как в отставку вынужденно подал Мишель Платини, избранный на очередной срок в 2015 году.
Логика инициаторов поправок к регламенту UEFA сводилась к тому, что раз Александр Чеферин не отработал первый полный президентский срок (2015–2019), то и засчитываться он не может.
Примечательно, что с инициативой ограничения сроков (ранее такого лимита не было) выступил как раз Александр Чеферин. В 2017 году, год спустя после избрания на пост президента UEFA, он заявил, что предложенное им правило «является важнейшим для восстановления имиджа UEFA, восстановления доверия к структуре и сохранения ее наследия».
Словенский юрист Александр Чеферин вплоть до 2016 года не мог и мечтать о столь успешной карьере. С 2011 года он был главой скромной Федерации футбола Словении, одновременно работал заместителем председателя юридического комитета UEFA. Однако в 2015 году и UEFA, и Международная федерация футбола (FIFA) столкнулись с серьезнейшим кризисом, вызванным коррупционным скандалом. Его главным итогом стали досрочные отставки и последовавшие многолетние дисквалификации президентов FIFA и UEFA — Зеппа Блаттера и Мишеля Платини. В итоге главы федераций, входящих в UEFA, сошлись на том, чтобы выбрать руководителем структуры нейтрального кандидата, за которым не стоит мощная национальная структура.
Однако весной 2021 года Александр Чеферин проявил себя сильным лидером. Тогда двенадцать европейских клубов-грандов — английские «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Арсенал», «Челси» и «Тоттенхем», испанские «Реал», «Барселона» и «Атлетико», итальянские «Ювентус», «Интер» и «Милан» — выступили учредителями Суперлиги, неподконтрольного UEFA турнира, нацеленного на лишение союза ключевого источника дохода — поступлений от проведения Лиги чемпионов. Господин Чеферин отработал кризисную ситуацию блестяще. Суперлига не просуществовала и двух суток.
Плюс при господине Чеферине UEFA успешно провел трудный ввиду пандемийных ограничений чемпионат Европы-2020, а кроме того, сохранил финансовую стабильность в том, что касается призовых для участников проводимых им соревнований.
В среду UEFA объявил, что участники Лиги чемпионов в следующем сезоне получат в общей сложности €2,46 млрд, что примерно соответствует показателям последних лет. Неудивительно, что идею оставить господина Чеферина на посту президента UEFA как можно дольше поддержали почти все национальные федерации. Собственно, в ходе голосования на конгрессе против из более чем полусотни голосовавших была только одна национальная ассоциация — английская.
На этом бы все, скорее всего, и закончилось, если бы на последовавшей за заседанием конгресса пресс-конференции Александр Чеферин вдруг не отрекся от только что добытой важнейшей карьерной победы. Он заявил, что не пойдет на новый срок в 2027 году. В ходе пресс-конференции президент UEFA сделал еще ряд заявлений, свидетельствующих о том, что в руководстве европейского футбола нет кажущегося единства. Он упомянул о письме некоего европейского футбольного функционера другим главам национальных федераций, в котором содержалось «самовлюбленное жалкое нытье о морали». «Мне было интересно наблюдать за этой истерией»,— отметил господин Чеферин, добавив, что уже давно решил не идти на новый срок. Он также отметил, что хотел просто «взглянуть некоторым людям в лицо». Господин Чеферин не пояснил, кого, собственно, имел в виду.
«Я устал от коронавируса, истории с Суперлигой, обвинений в том, что я преследую личные амбиции. Я скучаю по своей семье, которая не видит меня годами»,— сказал президент UEFA, прежде чем преждевременно покинуть пресс-конференцию.
Президент UEFA уже не в первый раз отметился обидчивостью, не соответствующей уровню занимаемой им должности, смешивая личные и деловые отношения. Так, в 2021 году, вскоре после разрешения острой фазы кризиса, вызванного созданием Суперлиги, Александр Чеферин в интервью словенскому порталу 24ur.com назвал президента «Ювентуса» Андреа Аньелли (на тот момент ключевого наряду с президентом «Реала» Флорентино Пересом инициатора Суперлиги) «змеей», притом что господ Чеферина и Аньелли связывают почти семейные отношения. Президент UEFA является крестным отцом дочери Андреа Аньелли. Всех остальных участников Суперлиги господин Чеферин тогда назвал «лжецами». Переживания Александра Чеферина, как он рассказал, были настолько глубоки, что он даже выпил двойной виски, чтобы уснуть ночью. А из всей этой истории он вынес небанальные уроки. Первый — деньги решают не все, второй — даже ближайшие люди могут быть лжецами. Отдельно господин Чеферин высказался о господине Пересе. Он назвал его «президентом ничего», имея в виду, что Суперлига — «ничто».
По факту, однако, у Суперлиги есть все шансы, чтобы добиться своего. Несмотря на репрессивные меры, принятые UEFA, Суперлига не умерла. В числе ее учредителей остались «Реал» и «Барселона». Учрежденная ими компания A22 опротестовала действия UEFA в Европейском суде и добилась признания того, что «правила FIFA и UEFA, требующие их согласия на проведение международных турниров, таких как Суперлига, и запрет клубам на участие в таких турнирах незаконны». Суд также согласился с мнением истцов о том, что руководящие футбольные структуры злоупотребляют своим доминирующим положением, «вводя необоснованные ограничения». В суде отметили, что проведение футбольных соревнований имеет вполне коммерческую подоплеку, например в виде реализации коммерческих прав, а значит, это дело подпадает под законы, защищающие конкуренцию. Суд посчитал, что для европейских клубов вообще пагубно то, что у FIFA и UEFA имеется эксклюзивный контроль над реализацией коммерческих прав, что «наносит ущерб клубам, заинтересованным компаниям, потребителям и зрителям, ограничивая их право наслаждаться новыми, потенциально инновационными или интересными турнирами».
Фактически Европейский суд снял все юридические препоны на пути создания Суперлиги. Генеральный директор A22 Бернд Райхарт утверждает, что стартовый турнир Суперлиги, участие в котором, по словам господина Райхарта, обсуждают два десятка европейских клубов, состоится уже в 2025 году. К 2027-му он вполне может набрать такую силу, что Александру Чеферину действительно больше не будет смысла оставаться главой UEFA.