Поездовая идея
Отрасль оценивает новые параметры будущей ВСМ Москва—Санкт-Петербург
Поезда на высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург будут курсировать с частотой 10–15 минут, заявил глава Минтранса Виталий Савельев. Ни прогнозный пассажиропоток, ни количество закупаемых поездов, однако, не предполагают такой частоты движения. По мнению экспертов, речь все-таки идет о минимальном интервале между поездами, а не о тактах движения: скорее всего, ближе к этой частоте поезда будут отправляться в два пиковых вечерних часа и ранним утром, а в остальное время интервалы будут больше. При этом, по словам главы Минтранса, потери клиентов у авиации из-за их оттока на ВСМ, которых опасался три года назад в том числе и президент РФ, не критичны для отрасли и составляют 14%.
На прошедшее 15 февраля в Верхней Пышме совещании у президента РФ по вопросам высокоскоростной магистрали Москва—Санкт-Петербург были обнародованы некоторые новые прогнозные параметры проекта. Так, планируется, что поезда по сокращающей время в пути между городами до 2 часов 15 минут ВСМ «будут ходить с частотой в 10–15 минут», сообщил глава Минтранса Виталий Савельев. По его словам, на начальном этапе в 2028 году понадобится 28 поездов — их совместно разработают «Синара» и «Трансмашхолдинг». В целом потребности оцениваются в 44 поезда.
Пассажиропоток ВСМ должен составить 23 млн человек в 2030 году, всего пассажиропоток между городами — 43,4 млн (рост на 35%). В отрасли задаются вопросом, нужна ли указанная министром частота для обслуживания этого потока.
Глава Союза пассажиров Кирилл Янков полагает, что министр назвал минимально возможную частоту движения. Это разные вещи. Как минимально возможная (необходимый интервал на случай, если с поездом с длинным тормозным путем что-то случится) она адекватна — хотя на японском «Синкансэне» частота движения около пяти минут. Другой вопрос, говорит эксперт, нужна ли такая частота для прогнозного пассажиропотока. Сейчас спрос удовлетворяют авиация и «Сапсаны» — восемь-десять пар в сутки. Вряд ли пассажиропоток вырастет так, чтобы его не удовлетворили 20 пар поездов ВСМ в сутки. Равномерное тактовое распределение, отмечает господин Янков, не нужно: о том, что так не нужно делать, свидетельствуют пустые дневные поезда на московском диаметре D4 в сторону Апрелевки и D3 в сторону Крюково. Есть утренний пик и еще больший вечерний. Можно было бы, например, поставить пять пар на утро с 7:00 до 9:00 и семь на вечер, и не исключено, что в вечерний пик движение действительно будет идти с частотой 15 минут.
Строительство ВСМ предполагает и возвращение грузового движения на главный ход Октябрьской железной дороги (ОЖД), откуда оно было убрано с пуском скоростного движения «Сапсанов» (см. “Ъ” от 23 ноября 2021 года). В ОАО РЖД отмечают, что в результате возврата грузов на «кратчайший главный ход ОЖД» исключается так называемая кружность в более чем 565 км, когда грузы идут в обход по длинному пути. Это снизит затраты грузоотправителей, уверены в монополии. «В противном случае только под грузовое движение компании будет необходимо инвестировать до 2030 года 583 млрд руб. в развитие направления Дмитров—Мга, которое не решает задач пассажирского сообщения»,— отмечают в ОАО РЖД. «Сапсаны», полагает Кирилл Янков, в связи с вводом ВСМ придется убрать. Но списывать на металлолом их рано, поскольку поезд служит 30–35 лет, а в 2029–2030 годах, когда, самое раннее, введут ВСМ, самый старый «Сапсан» отслужит только 22 года. Поэтому, если РФ не потеряет возможность ремонтировать и обслуживать «Сапсаны» без Siemens, поезда не будут убраны и, наверное, останутся на главном ходу, предполагает господин Янков. По его мнению, пассажирское движение на главном ходу должно сохраниться: во-первых, он проходит через такие города, как Тверь, Бологое, Вышний Волочек, Чудово, Клин, а ВСМ будет от них в стороне. Например, в Твери вокзал в центре города, и не все люди захотят ехать на вокзал ВСМ далеко за город. С грузовым движением пассажирское совместимо, полагает господин Янков, однако «Сапсаны» будут ходить медленнее — не 200 км/ч, как сегодня, а 140–160 км/ч.
Еще на ежегодной пресс-конференции в 2021 году президент РФ Владимир Путин отмечал: «Если будет заходить высокоскоростная магистраль, авиация на этом плече, Москва—Санкт-Петербург, перестанет существовать» (см. “Ъ” от 23 декабря 2021 года). Однако Виталий Савельев сообщил, что авиация оценивает потерю пассажиров в 14%. Переход на ВСМ составит 3,2 млн пассажиров, что, по его словам, «не является критическим для российской авиации». Кирилл Янков соглашается, что ВСМ не уничтожит авиацию: во-первых, не всем людям удобен Московский или Ленинградский вокзал, кому-то подходит Пулково или Шереметьево. Во-вторых, важны пересадочные авиаперелеты: аэропорты Москвы и Пулково — крупные хабы.
Как будет финансироваться ВСМ Москва—Петербург
По словам главы Минтранса Виталия Савельева, в проекте ВСМ два участка — от Петербурга до Зеленограда стоимостью 1,755 трлн руб., который планируется строить по концессии, и выходы из Москвы, финансируемые из инвестпрограммы ОАО РЖД (всего 221,5 млрд руб.). Ранее предполагалось, что участков будет три и развитие выходов из Петербурга ляжет, как и московский участок, на ОАО РЖД. Господин Савельев сообщил и название концессионера — «ВСМ — две столицы». Информация об учредителях в базах данных не раскрывается, известен директор Дмитрий Гаврилов. Москва и Петербург заявили, что готовы вступить в состав участников концессионера, по словам мэра столицы Сергея Собянина, все регионы по пути следования ВСМ также будут участвовать в ее финансировании «по мере возможностей».
Для финансирования стройки министр попросил 580,6 млрд руб. из ФНБ под 3% годовых с возвратом к 2050 году. Сценарии с меньшими тратами фонда, объяснил господин Савельев, нереализуемы из-за невозможности привлечь заемное финансирование свыше 1,5 трлн руб. на срок более 20 лет ввиду наличия лимита на одного заемщика и отсутствия достаточной ликвидности банковского сектора. Всего господдержка с учетом средств из ФНБ составит 609 млрд руб., в том числе 28,5 млрд руб. капитального гранта из бюджета. 218,5 млрд руб. планируется внести в уставный капитал концессионера, 290 млрд руб. составят облигации «Газфонда», 903,8 млрд руб.— привлекаемые средства банков.