Банки не сошлись в прогнозах
Почему есть сомнения в ожидаемом ЦБ уровне инфляции
Сбербанк допустил, что инфляция в этом году может достичь 7%. Обновленный макропрогноз компании заметно отличается от официальной позиции ЦБ. В «Сбере» уверены, что рост цен по итогам года составит минимум 5%, но есть вероятность, что он будет больше. Центробанк в свою очередь настаивает, что впервые за пять лет сможет привести инфляцию к цели в 4%, максимум 4,5%. Собеседники “Ъ FM” перед последним заседанием совета директоров уверяли, что ведомство пересмотрит прогноз, потому что при нынешней динамике такой результат не достижим.
Однако ЦБ не стал отказываться от планов. Кто из них окажется прав? Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает, что риски все-таки есть: «Мы прогнозируем, что инфляция потребительских цен в этом году будет немного выше, чем прогноз ЦБ: от 4,5% до 5,5%, в среднем 5%. ЦБ настаивает на показателе в 4-4,5%, но он кажется очень заниженным. Думаю, что Центробанк хочет послать финансовым рынкам сигнал, что он будет настаивать на своей цели и упорно к ней идти. Поэтому мы не исключаем, что на мартовском заседании, если инфляция продолжит расти, ЦБ может еще раз повысить ключевую ставку, чтобы по итогам года максимально возможно приблизиться к этому целевому уровню.
Рост инфляции означает, что работодатели будут должны индексировать зарплату. Есть два наиболее существенных проинфляционных фактора. Во-первых, рост бюджетных расходов не на социальную сферу, а на какие-то импортные компоненты, в том числе на гособоронзаказы. Во-вторых, рост кредитования».
В 2023 году рост кредитования был двузначным в каждом из сегментов. В этом году, как считает Сбербанк, объем выдач юрлицам вырастет минимум на 12%, а физлицам — на 4%. Замедление темпов во многом продиктовано ростом ставок. Впрочем, в ЦБ считают, что кредиты будут дорожать и дальше «под влиянием автономных от денежно-кредитной политики факторов».
Это обусловлено рисками для банков, заключает главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин: «Кредитование действительно идет на спад. Это закономерно при текущем уровне ставок, учитывая, что льготные программы наконец-то подрезали. То есть сократили кредитный рост за счет потребления, именно это был основной драйвер роста прошлого года, российская экономика просто не может себе этого позволить. Это сопровождалось бы очень большим количеством проблем, и мы могли бы прийти к довольно острому кризису.
Тот факт, что Центральный банк явно, хотя, может, не акцентируя на этом внимание в пресс-релизе, нацелился на борьбу с нездоровым процессом кредитования,— это правильно. Совершенно точно растет склонность к сбережению. Для российской экономики это ровно то, что надо, потому что никаких других ресурсов для инвестиций, в первую очередь долгосрочных, у нас более нет.
На фоне торможения процессов кредитования, естественно, начинают проявляться проблемы с качеством самого кредитования. Не слишком резко, но через некоторое время мы начнем наблюдать их в гораздо большем объеме, чем сейчас или несколько месяцев тому назад. Банки начинают аккуратнее относиться к рискам. Мы будем видеть некоторый рост кредитных ставок, но, даже если остановка кредитного роста и акцент на сбережение приведут к рецессии в российской экономике, это будет лучше, чем то, что грозило бы нам в случае продолжения неадекватного, в моем понимании, кредитования».
Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что нынешние ставки «угнетают кредитование», и стоит рассмотреть вопрос о том, чтобы скорее начать их снижать. ЦБ неоднократно говорил, что видит пространство для снижения ключевой ставки во втором полугодии. Минфин уточнял, что речь идет про четвертый квартал.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".