Банки не сошлись в прогнозах

Почему есть сомнения в ожидаемом ЦБ уровне инфляции

Сбербанк допустил, что инфляция в этом году может достичь 7%. Обновленный макропрогноз компании заметно отличается от официальной позиции ЦБ. В «Сбере» уверены, что рост цен по итогам года составит минимум 5%, но есть вероятность, что он будет больше. Центробанк в свою очередь настаивает, что впервые за пять лет сможет привести инфляцию к цели в 4%, максимум 4,5%. Собеседники “Ъ FM” перед последним заседанием совета директоров уверяли, что ведомство пересмотрит прогноз, потому что при нынешней динамике такой результат не достижим.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Однако ЦБ не стал отказываться от планов. Кто из них окажется прав? Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает, что риски все-таки есть: «Мы прогнозируем, что инфляция потребительских цен в этом году будет немного выше, чем прогноз ЦБ: от 4,5% до 5,5%, в среднем 5%. ЦБ настаивает на показателе в 4-4,5%, но он кажется очень заниженным. Думаю, что Центробанк хочет послать финансовым рынкам сигнал, что он будет настаивать на своей цели и упорно к ней идти. Поэтому мы не исключаем, что на мартовском заседании, если инфляция продолжит расти, ЦБ может еще раз повысить ключевую ставку, чтобы по итогам года максимально возможно приблизиться к этому целевому уровню.

Рост инфляции означает, что работодатели будут должны индексировать зарплату. Есть два наиболее существенных проинфляционных фактора. Во-первых, рост бюджетных расходов не на социальную сферу, а на какие-то импортные компоненты, в том числе на гособоронзаказы. Во-вторых, рост кредитования».

В 2023 году рост кредитования был двузначным в каждом из сегментов. В этом году, как считает Сбербанк, объем выдач юрлицам вырастет минимум на 12%, а физлицам — на 4%. Замедление темпов во многом продиктовано ростом ставок. Впрочем, в ЦБ считают, что кредиты будут дорожать и дальше «под влиянием автономных от денежно-кредитной политики факторов».

Это обусловлено рисками для банков, заключает главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин: «Кредитование действительно идет на спад. Это закономерно при текущем уровне ставок, учитывая, что льготные программы наконец-то подрезали. То есть сократили кредитный рост за счет потребления, именно это был основной драйвер роста прошлого года, российская экономика просто не может себе этого позволить. Это сопровождалось бы очень большим количеством проблем, и мы могли бы прийти к довольно острому кризису.

Тот факт, что Центральный банк явно, хотя, может, не акцентируя на этом внимание в пресс-релизе, нацелился на борьбу с нездоровым процессом кредитования,— это правильно. Совершенно точно растет склонность к сбережению. Для российской экономики это ровно то, что надо, потому что никаких других ресурсов для инвестиций, в первую очередь долгосрочных, у нас более нет.

На фоне торможения процессов кредитования, естественно, начинают проявляться проблемы с качеством самого кредитования. Не слишком резко, но через некоторое время мы начнем наблюдать их в гораздо большем объеме, чем сейчас или несколько месяцев тому назад. Банки начинают аккуратнее относиться к рискам. Мы будем видеть некоторый рост кредитных ставок, но, даже если остановка кредитного роста и акцент на сбережение приведут к рецессии в российской экономике, это будет лучше, чем то, что грозило бы нам в случае продолжения неадекватного, в моем понимании, кредитования».

Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что нынешние ставки «угнетают кредитование», и стоит рассмотреть вопрос о том, чтобы скорее начать их снижать. ЦБ неоднократно говорил, что видит пространство для снижения ключевой ставки во втором полугодии. Минфин уточнял, что речь идет про четвертый квартал.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Якунин

Вся лента