Росприроднадзор проиграл иск о взыскании 151 млн рублей за затонувшее судно в Новороссийске
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Краснодарского края, согласно которому Росприроднадзору отказано во взыскании с министерства транспорта Кубани вреда, причиненного Черному морю в результате утечки нефтепродуктов с заброшенного затонувшего сухогруза Roksolana 2 в порту Новороссийска в размере 151 млн руб. Постановление опубликовано в картотеке арбитражных дел.
Согласно материалам дела, надзорное ведомство обвинило власти в бездействии: региональный минтранс не провел работу по утилизации судна.
Сухогруз Roksolana 2 под флагом Сент-Винсент и Гренадины прибыл в порт Новороссийска в декабре 2013 года. По данным СМИ, судовладелец, компания Med global Group LTD, перестала платить зарплату команде, которая состояла из двенадцати украинских моряков. Сухогруз Roksolana 2 арестовали и должны были продать на торгах, чтобы погасить задолженность перед членами экипажа в размере $100 тыс., но покупатель не нашелся. В 2017 году на теплоходе случился пожар, после чего он затонул.
В октябре 2022 года капитан порта Новороссийск распорядился удалить сухогруз из акватории и направил соответствующее требование в администрацию Кубани. Параллельно Росприроднадзор выявил, что судно проржавело, а пробы воды показали наличие превышение нормативов ПДК вредных веществ, в частности нефтепродуктов и железа. Исходя из того, что сухогруз оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а власти Кубани не выполняют свои обязанности по его удалению, ведомство обратилось с иском о возмещении вреда.
В обоснование апелляционной жалобы управление указывает на установленную законом обязанность министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по организации и проведению мероприятий, связанных с удалением затонувшего имущества, в пределах предусмотренных полномочий.
Однако апелляционная инстанция согласилась с решением АС края о том, что истец не смог доказать, что вред возник в результате действий (бездействия) именно ответчика, а не иного лица, так как в период с 2013 года по 2022 год обязанность по удалению затонувшего имущества существовала исключительно у собственника судна и администрации морского порта и не относилась к обязанности субъекта РФ.
Суд отметил, что превышение ПДК вредных веществ в пробах в основном было отмечено в пределе от 1,04 до 1,6 раза, превышение ПДК нефтепродуктов в 28 раз было зафиксировано в одной из восьми точек проб.
Ранее Минтранс РФ издал приказ, которым утвердил перечень затонувшего имущества и запланировал удаление сухогруза Roksolana 2 на 2025 год.
Подробнее — в материале «Ъ-Кубань» «Ущерб залег на дно».
Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram