Заявка на явку
Подворный обход избирателей дотянулся до трудовых коллективов
Более 78% россиян, имеющих право голоса, заявили представителям избиркомов о намерении принять участие в президентских выборах 15–17 марта. Об этом сообщила в понедельник председатель Центризбиркома Элла Памфилова со ссылкой на итоги проекта «ИнформУИК», в рамках которого проводилось адресное оповещение избирателей (в том числе — впервые — и по месту работы) о сроках и способах голосования. Еще 14% опрошенных сообщили, что «скорее придут» на выборы,— таким образом, заявленный уровень участия в голосовании превысил 90%. Это гораздо выше, чем результаты электорального расчета, которые в тот же день представил ВЦИОМ: по его данным, явка ожидается на уровне 71%.
Проект «ИнформУИК» проходил в 88 российских регионах (все, кроме Москвы) и завершился 7 марта. В нем приняли участие почти 331 тыс. членов 89 343 участковых избирательных комиссий, которые обошли почти 57,5 млн домохозяйств и даже, как выяснилось на заседании Центризбиркома 11 марта, побывали на предприятиях. Из федерального бюджета на обход было выделено 7,7 млрд руб., но большинство регионов также предусмотрели на эти цели дополнительное финансирование из местного бюджета. «Надеемся, что эта огромная работа, которую мы проделали, она не прошла даром — мы достучались до сердец избирателей»,— заявила Элла Памфилова.
По данным Центризбиркома, члены комиссий обошли почти 57,5 млн домохозяйств, в результате чего им удалось уточнить данные почти 80 млн избирателей.
О намерении проголосовать сообщили в общей сложности 92,5% опрошенных, большинство из них (82%) собираются сделать это, придя на участок. Голосовать на дому намерены еще 7,6% опрошенных, предпочтение дистанционному электронному голосованию отдали 5,2%. Системой «Мобильный избиратель» планируют воспользоваться 1,8% граждан. Не определились с участием в выборах 4% опрошенных, около 3% не намерены голосовать.
Отметим, что, по данным электорального расчета ВЦИОМа, представленного 11 марта на круглом столе ЭИСИ, явка на выборах 15–17 марта ожидается «в районе 71%». В этих расчетах, как пояснили социологи, принимаются во внимание не только ответы на прямой вопрос, намерены ли респонденты голосовать, но и их информированность о факте проведения выборов, интерес к ним, мотивы голосования и т. п.
Проект «ИнформУИК» получился успешным в том числе и потому, что избиратели были доброжелательными, внимательными и поддерживали избиркомы, рассказала член Центризбиркома Эльмира Хаймурзина. Были, конечно, и отказы, добавила она, но тем не менее участникам обхода удалось провести 43,5 млн личных бесед.
Еще одним «ответвлением» проекта стало информирование по месту работы в трудовых коллективах, добавила госпожа Хаймурзина. По данным на 10 марта, члены избиркомов провели информационно-разъяснительные встречи более чем на 8 тыс. предприятий, в них приняли участие более 2 млн человек.
В Центризбиркоме намерены провести тщательный анализ всех полученных данных, чтобы в следующий раз работа оказалась еще более результативной и у как можно большего количества людей сформировалось правильное отношение к институту выборов.
«Самый главный ресурс — это душевный ресурс, не административный,— объяснила госпожа Памфилова.— Если к людям, к избирателям относятся с большим вниманием и уважением, люди это понимают и ценят. Как только людей начинают заставлять или к чему-то принуждать, наши люди всегда найдут способ, как из-под этого уйти и в отместку дать результат, противоположный навязыванию».
Председатель Центризбиркома призналась, что поначалу проект «ИнформУИК» не предусматривал охват предприятий. «Это для нас новая форма,— отметила она.— Прийти на крупные предприятия с уважением, в первую очередь с уважением к избирателю, к его доброй воле, рассказать, какие есть цивилизованные нормальные формы для того, чтобы человеку было удобно выразить свое мнение в процессе голосования,— это тоже огромная новая работа». По мнению Эллы Памфиловой, многим руководителям тоже было полезно послушать, как следует разговаривать с людьми. Результаты оценки избирателями усилий по информированию, по признанию главы Центризбиркома, «превзошли ожидания»: 70% избирателей оказались настроены на диалог, а еще 20% заинтересованно отнеслись к информации.
Для поддержки и мотивации участников обхода многие региональные комиссии проводили конкурсы на лучшие фотографии и видео оттуда, рассказала госпожа Памфилова. В итоге теперь в Центризбиркоме обсуждают возможность поощрения отличившихся в ходе мероприятия. В качестве возможных номинаций предложены, в частности, рубрики «куда транспорт не доехал, мы дошли» (за труднодоступность), «информирование в экстремальных условиях» (мороз, метель, горы и т. д.), а также за самый оригинальный вид транспорта, использованный обходчиками. Шанс на поощрение в номинации «особый случай» получат избиркомовцы, принявшие участие в спасательных операциях или совместившие «полезное с приятным» (например, обход со свадьбой). Наконец, в номинации «мастер общения» должны поощряться обходчики, набравшие максимальное количество комментариев в соцсетях или самое большое количество контактов.