«Многие сотрудники этим просто пользуются»
Руководители компаний — о злоупотреблении больничными
Почти половина сотрудников российских компаний получали упреки за злоупотребление больничными. Как показал недавний опрос, 40% работников хотя бы раз слышали от начальства, что они «слишком часто болеют», а 38% респондентов уверены, что именно по этой причине руководство не стало продвигать их по службе. Исследование провела компания «Ренессанс страхование». Примерно каждый пятый опрошенный пожаловался на то, что начальство требует сотрудников быть на связи и выполнять хотя бы часть задач из дома.
“Ъ FM” спросил у топ-менеджеров, есть ли в их компаниях негласные лимиты по числу больничных.
Президент группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев: «Давайте честно скажем: в России сегодня взять больничный не является проблемой. Многие сотрудники этим просто пользуются, если кому-то надо куда-то уехать. Четыре больничных в год — это уже много, даже три много. У меня работают 1,5 тыс. человек. Когда у вас 100 человек постоянно болеет, кем их заменять? Людьми, которые сейчас на выходных. Это на самом деле осложняет отношения и с ними, потому что они говорят: "А зачем вы держите сотрудника, если он постоянно болеет?" Человек один раз выйдет на замену, второй, а у него дети, и с кем их оставить? А, например, он при этом знает, что Маша, за которую он работает, просто запила. Мы прямо разговариваем с такими людьми: "Ты или болеешь, или трудишься". Доходило до увольнений. Некоторые жалуются в прокуратуру, но мы же делаем все законно».
Владелица салонов красоты «Лаки Лайк» и «Бигуди» Ляля Садыкова: «Я за свою практику всего несколько раз сталкивалась с тем, чтобы сотрудник весь свой отпуск уже отгулял, а потом брал больничный, при этом по его соцсетям было видно, что больничный проходит отлично. Последний случай был этим летом. Как призвать к ответственности, когда такой кадровый голод? Приходится приспосабливаться, но "галочку" себе ставишь, и на просьбу о дополнительном выходном или об уходе пораньше отреагируешь соответственно. Нынешнее поколение, наверное, по здоровью очень слабенькое. Как только девочки узнают, что беременны, начинаются бесконечные больничные, в месяц по два раза. Это прямо боль. Мы по Трудовому кодексу этих сотрудниц уже не можем уволить, и на их место ты никого не возьмешь, потому что они планируют вроде как выходить из декрета на работу. Мы пока решения не нашли. Стараемся предпочтение отдавать категории 40+».
Учредитель химчистки и прачечной «Акварели» Тамара Нехорошева: «Чтобы нечестно оформляли больничные, такого не было. Но это действительно болезненная тема. Особенно молодые сотрудники, у которых маленькие дети, часто уходят. Либо сами заболевают, либо дети поочередно. Когда речь идет о микропредприятии в пять-семь человек, то понятно, что другие сотрудники остро реагируют. С улицы человека на работу не возьмешь. Как-то выкручиваемся. Сама выхожу за кого-то и вынуждена делать это достаточно часто. Крайне редко бывают случаи, что пришли два соискателя, и мы выбираем между возрастной сотрудницей и молодой, у которой малые дети. Государство может сколько угодно говорить об этом, но пока даже толики поддержки мы в этом смысле не почувствовали. Конечно, это было бы здорово, если бы государство хотя бы в определенной части компенсировало нам эти потери».
Как ранее рассказывал “Ъ FM”, российские компании стали активнее урезать расходы на медстрахование сотрудников и чаще выбирают адресные программы. Вычеркнуть этот пункт из соцпакета предприниматели пока не готовы из-за дефицита кадров. Данные опроса компании Superjob также показали, что почти половина застрахованных работодателями россиян не пользуется полисами.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".