Зарплатный Тяни-Толкай
Анастасия Мануйлова о перспективах соревнования за сокрытие доходов
Хотя по многим своим характеристикам предвыборная кампания Владимира Путина мало отличалась от прежних, одно важное отличие все же было. Если до сих пор одной из главных целей в обеспечении социальной стабильности в стране называлась борьба с бедностью — то теперь правительству предложено в ближайшие годы сосредоточиться на «справедливости», которую предложено достичь внедрением прогрессивной шкалы налогообложения, что предполагает в том числе ступенчатое повышение НДФЛ.
Выбор темы справедливости вместо бедности вполне понятен — благодаря внедрению в РФ единого пособия уровень последней в стране последовательно снижается с 2020 года, и вряд ли траектория изменится, если она выдержала испытания пандемией и военной операцией на Украине. Более справедливое распределение доходов, в свою очередь,— идея, не менее популярная у населения, а в последние 20 лет ситуация не менялась: по доходному неравенству РФ занимает достаточно высокие места почти в любом рейтинге.
Впрочем, предлагаемая прогрессивная школа налогообложения, вероятно, хотя и позволит перераспределять в пользу сначала государства, а потом, возможно, и нуждающихся групп населения больше средств, неизбежно приведет к тому, что часть этих денег уйдет в тень. Да, конечно, Минфин и ФНС будут стремиться этого не допустить (см. “Ъ” от 19 марта), но контроль того, сколько кто получает и за какую работу, будет осложнен — особенно если в этом будут заинтересованы и работодатели, и работники.
Очевидно, что в концепции «справедливости» наибольшее внимание контролеров будет приковано к зарплатам высокооплачиваемых работников, включая топ-менеджеров и руководителей компаний — и в целом к 15% (по данным Росстата) наиболее хорошо зарабатывающих россиян, чьи трудовые доходы превышают 100 тыс. руб. в месяц и растут ускоренными темпами. За последний год оборот компаний, которые занимаются наймом, в ряде случаев вырос вдвое — притом что число вакансий, которое они закрыли в 2023 году, по сравнению с 2022 годом осталось примерно таким же. Сборы именно с этой категории граждан государство и планирует перераспределять в пользу бедных. Парадокс, однако, в том, что, помимо сокрытия высоких зарплат, в России существует и практика занижения низких — с целью сохранения права на социальные выплаты, которые положены домохозяйствам с доходами ниже порога бедности (см., например, “Ъ” от 1 декабря). В итоге «справедливость» будут тянуть в свою сторону и наиболее богатые, и «недостаточно» бедные. Насколько в этой ситуации правительству удастся удерживать равновесие в отслеживании действий тех и других — пока неизвестно.