Евросоюз включил Болгарию и Румынию в свое пространство
Две страны вступили в шенгенскую зону, но только частично
С 31 марта шенгенская зона, позволяющая свободно перемещаться между входящими в нее странами, пополнилась двумя новыми членами — Румынией и Болгарией. Впрочем, их радость от вступления в «клуб избранных» спустя 13 лет после присоединения к Евросоюзу была неполной. Пограничный контроль был отменен лишь на морских и воздушных границах двух стран, на сухопутных же границах такой контроль сохранился. Тем не менее в столицах обоих государств уже пообещали начать выдачу шенгенских виз россиянам.
«Это большой успех для обеих стран. И это исторический момент для шенгенской зоны — крупнейшей зоны свободного передвижения в мире. Вместе мы строим более сильную, более единую Европу для всех наших граждан»,— отметила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен 30 марта, накануне официального вступления в упомянутую безвизовую зону Румынии и Болгарии.
Шенгенская зона была создана в 1995 году, после подписания Шенгенского соглашения десятью годами ранее между пятью государствами—членами Европейского экономического сообщества: Германией, Бельгией, Францией, Люксембургом и Нидерландами. И до расширения Евросоюза в 2007 году в зону свободного передвижения были интегрированы еще девять стран. К нынешнему моменту, без учета Румынии и Болгарии, ее участниками являются 23 страны—члена ЕС и четыре страны, не входящие в объединение,— Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.
Стремление Румынии и Болгарии стать частью этой зоны было заявлено практически в момент вступления двух стран в ЕС в 2007 году. Но после долгих лет ожидания их заявки на вступление в шенгенскую зону были в конце 2022 года заблокированы Австрией. В Вене посчитали, что две эти страны не соответствуют критериям участников соглашения, поскольку остается угроза проникновения оттуда в более зажиточные страны ЕС нелегальных мигрантов. При этом аналогичную заявку Хорватии, ставшей членом ЕС на шесть лет позже Румынии и Болгарии, тогда одобрили — Загреб смог примкнуть к Шенгену в январе 2023 года.
За прошедший с того момента год Вена так и не поменяла своего скептического отношения к будущему Румынии и Болгарии в зоне свободного передвижения.
Шенгенская зона должна стать «лучше, а не больше», заметил министр внутренних дел Австрии Герхард Карнер, заявляя о неизменности позиции своей страны по поводу Бухареста и Софии. Это и привело к нынешнему компромиссному решению: с 31 марта перемещение между двумя странами Восточной Европы и остальной частью ЕС без необходимости прохождения визового и паспортного контроля разрешили только воздушными и морскими маршрутами. Сухопутные же маршруты в соглашение не включили. Более того, в силе остался и пограничный контроль между Болгарией и Румынией, поскольку переходы через реку Дунай классифицируются как сухопутная, а не морская граница.
Такое половинчатое решение в обеих столицах восприняли в духе «это лучше, чем ничего». Но многих румын и болгар оно по понятным причинам не устроило. К примеру, в главном профсоюзе автомобильного транспорта Румынии UNTRR призвали власти добиваться от европейских соседей обеспечения безвизового режима прохождения сухопутных границ. «Румынские перевозчики теряют миллиарды евро каждый год только из-за длительного ожидания на границах»,— посетовал генеральный секретарь профсоюза Раду Динеску, отметив, что среднее время ожидания для румынских дальнобойщиков на венгерской границе составляет около 16 часов.
Разочарование высказывалось и в Софии. Представитель Болгарской ассоциации промышленного капитала Васил Велев, в частности, объяснил это тем, что «только 3% болгарских товаров перевозятся по воздуху и морю, а остальные 97% — по суше».
Впрочем, как отмечали в Совете ЕС ранее, Шенген будет частичным для двух стран отнюдь не навсегда, и решение об отмене пограничного контроля на сухопутных границах Румынии и Болгарии со странами Евросоюза будет принято «в разумные сроки».
«Наши усилия по присоединению (к Шенгену.— “Ъ”) с сухопутными границами продолжаются по нескольким дипломатическим каналам»,— заверил сограждан глава румынского МВД Кэтэлин Предою в воскресном комментарии для новостного сайта News.ro.
Во многом успех мероприятия будет зависеть от того, насколько успешно Бухарест и София будут бороться как с проникновением нелегальных мигрантов на свои территории, так и недопуском уже осевших на их территориях нежеланных гостей в другие страны ЕС. И следить за выполнением этих условий с особым пристрастием будет не только Австрия. В 2023 году в ЕС было зарегистрировано 1,14 млн заявлений о предоставлении убежища, что стало самым большим показателем с 2016 года.
На этом фоне отношение внутри ЕС к мигрантам заметно ужесточилось. Согласно обнародованному в марте опросу Euronews, проведенному службой Ipsos в 18 странах—членах ЕС перед июньскими выборами в Европарламент, половина европейцев не одобряют миграционную политику ЕС и требуют ужесточения пограничного контроля. При этом 59% респондентов отметили, что борьба с нелегальной миграцией должна стать приоритетом для Брюсселя, что сделало ее четвертой по важности темой в повестке дня после роста цен, социального неравенства и экономического роста, опередив вопросы безработицы, изменения климата, коллективной обороны и помощи Украине.
Между тем решение о частичном Шенгене, полученном Болгарией и Румынией после долгих проволочек с нынешнего воскресенья, уже затронуло и россиян.
Бухарест пообещал впервые начать оформлять шенгенские визы для граждан РФ уже с 31 марта. Заявление можно будет подать в трех консульствах страны на российской территории — в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Посольство Болгарии в России, в свою очередь, обещало начать процесс оформления шенгенских виз для граждан России с 1 апреля в консульском отделе в Москве и генконсульстве в Санкт-Петербурге. («Ъ-FM» подробно сообщал об этом 11 марта).
Впрочем, как уже не раз предупреждали некоторые участники туристического рынка, новые возможности могут повлечь за собой и дополнительные технические сложности при получении виз, поскольку оформление шенгенской визы потребует сбора большего числа документов и больше времени по сравнению с национальными визами, в том числе сдачи биометрических данных.