Ценники лишают скромности
Непрофильные активы госкомпаний вытаскивают на казенный прилавок
По данным “Ъ”, эксперимент Минфина по продаже непрофильных активов госкомпаний в электронном виде в ГИС «Торги» откладывается — ведомству необходимо согласовать его условия с госАО, не все из которых согласны переводить сделки на единую платформу. В Минфине полагают, что эксперимент увеличит охват потенциальных покупателей и повысит эффективность реализации активов. Часть госкомпаний, напротив, считают, что изменения снизят эффективность торгов, и опасаются дополнительных издержек из-за интеграции собственных площадок с ГИС «Торги». Попытки Минфина перевести торги непрофильными активами госкомпаний и госимуществом в целом в электронный вид повторяют ход аналогичной реформы госзакупок — тогда идеи усиления публичности и прозрачности сферы также вызывали возражения рынка, но были продавлены Минфином ради повышения конкуренции и экономии на госзаказе.
Правительство вернуло в Минфин на доработку проект постановления правительства о проведении пилотного проекта по переводу продаж непрофильных активов госкомпаний в электронный вид и обязательному размещению данных о торгах в системе ГИС «Торги», следует из письма первого заместителя главы аппарата правительства Валерия Сидоренко в Минфин от 28 марта. В 2023 году первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минфину, Казначейству, ФАС и Росимуществу провести эксперимент по продаже непрофильных активов госкомпаний в ГИС «Торги» и подготовить соответствующие директивы крупнейшим госАО. Поводом для проведения эксперимента стало обращение «Деловой России»: бизнесу, который заинтересован в покупке таких активов, неудобно, что данные публикуются стихийно и на разных площадках.
Подготовленный Минфином в этом контексте проект директив (есть у “Ъ”) предполагает, что представителям госинтересов в госкомпаниях из специального перечня №91-р (распоряжение правительства №91-р от 23 января 2003 года) и организациях, которые примут участие в пилоте, нужно голосовать за продажу непрофильных активов на торгах исключительно в электронном виде, за размещение данных о торгах в ГИС «Торги», за их проведение на торговых площадках, аккредитованных по закону о госзакупках (44-ФЗ), а также за прохождение участниками торгов регистрации в ГИС «Торги» для автоматической регистрации на электронных площадках. В эксперименте должны принять участие «Аэрофлот», РЖД, СО ЕЭС и АЛРОСА.
По данным “Ъ”, часть госкомпаний с изменением процесса реализации непрофильных активов не согласились.
Например, «Газпром» в письме в правительство сообщил, что обязанность, а не право размещения данных о проведении торгов компанией в ГИС «Торги» снизит их эффективность: придется обучать сотрудников работе в новой системе и интегрировать собственную площадку (ЭТП ГПБ) с ГИС «Торги», что сопряжено с дополнительными издержками. В «Аэрофлоте» соглашаются на участие в эксперименте, но также готовы к применению ГИС «Торги» лишь в качестве дополнительного инструмента информирования потенциальных покупателей о проводимых торгах.
В Минфине поясняют, что поправки и предполагают возможность размещения в ГИС «Торги» информации о продаже непрофильных активов госАО, а не обязанность. В ведомстве добавляют, что обязательство распространится лишь на несколько госкомпаний, которые по результатам опроса Минфина изъявили желание участвовать в пилотном проекте. Предполагается, что инициатива позволит максимизировать прибыль от продажи непрофильных активов на публичных торгах. Так, по данным казначейства как оператора ГИС, публичные продажи на торгах позволяют увеличивать цену реализации имущества на 20–30% от начальной. «В первую очередь размещение данных в ГИС "Торги" обеспечит публичность торгов и более широкий охват потенциальных покупателей»,— говорят в Минфине.
По словам собеседника “Ъ”, знакомого с ходом обсуждения проекта регуляторами, госкомпаниями и площадками, цель первых — обеспечить публичность процесса избавления компаний с госучастием от непрофильных активов, предотвратить их уход в руки аффилированных лиц и максимизировать доходы бюджета: выставление таких активов на публичные торги с широким числом потенциальных участников позволяет получить максимальную цену реализации, а ГИС «Торги» гарантирует в том числе и прозрачность продаж, и перечисление средств законным получателям, тогда как продажи их на "карманных" ЭТП (есть у нескольких госкомпаний) зачастую оказываются непрозрачны для государства. Детали пилотного проекта сейчас обсуждаются со всеми его потенциальными участниками, а принципиальные подходы к продаже «непрофилей» — с более широким списком госАО, описываемым перечнем 91-р.
Согласно письму из аппарата правительства, Минфину придется убедить в целесообразности изменений госкомпании, а именно: подготовить и согласовать регламент пилотного проекта с теми из них, кто готов в нем участвовать, а также представить согласованные с госАО по перечню №91-р предложения в части обязанности размещения данных о торгах в ГИС «Торги».
Эксперимент Минфина по продаже непрофильных активов госкомпаний в ГИС «Торги» дополняет инициативы ведомства о переводе всех торгов госимуществом в электронный вид на базе этой же системы. Ведомство, напомним, добивается внедрения юридически значимого электронного документооборота с регистрацией участников торгов в ГИС «Торги» для сбора данных о продажах госимущества на всем их цикле (см. “Ъ” от 26 марта). Эти попытки Минфина не нашли поддержки ГПУ, но директор профильного департамента Минфина Андрей Воронцов недавно подтвердил, что регистрация участников в системе ГИС «Торги» все же будет обязательной — ведомство готовит поправки. Отметим, что нынешний сюжет де-факто является повтором ситуации, развивавшейся при вступлении в силу закона о госзакупках,— тогда идеи усиления публичности и прозрачности сферы (см. “Ъ” от 15 марта 2018 года), а также ограничения пула площадок, допущенных к торгам госзаказом (см. “Ъ” от 28 сентября 2015 года), также вызывали возражения ЭТП, но были продавлены Минфином из соображений конкуренции и экономии на госзаказе.