Облегчение — мать учения
Владимир Путин поручил сбалансировать нагрузку на школьников
Президент Путин поручил правительству принять меры для формирования «гармоничной, сбалансированной и результативной» нагрузки на школьников. Для этого предлагается сократить объем домашнего задания и усилить межпредметные связи. Опрошенные “Ъ” эксперты согласны, что домашняя работа отнимает у детей много времени, но добавляют, что «квалифицированным учителям удается гармонично распределять нагрузку».
Президент утвердил поручения по итогам послания Федеральному собранию от 29 февраля. Во время выступления господина Путина самой заменой инициативой в области образования был «второй шанс» для выпускников — возможность быстро пересдать ЕГЭ. Однако помимо этого президент размышлял и о «содержании образования»: «Учебная нагрузка для детей должна быть разумной и сбалансированной. И конечно, явно не на пользу дела, когда на уроках учат одному, а на экзаменах спрашивают другое».
Решать эти проблемы в поручениях предлагается за счет сокращения времени на выполнение домашнего задания, усиления межпредметных связей, синхронизации вопросов ГИА с образовательными программами и уменьшения проверочных работ. Правительство должно отчитаться о формировании «гармоничной, сбалансированной и результативной» нагрузки на школьников до 1 декабря. “Ъ” направил Минпросвещения вопросы о поручении президента, но пока не получил ответа.
Заведующий кафедрой словесности школы «Новый взгляд» Вадим Хардин считает, что «ученики, особенно восьмых-девятых классов, зачастую перегружены». По его словам, школьники и родители периодически жалуются на количество домашнего задания, из-за которого не хватает времени на кружки и секции.
«Мозг не может все время усваивать информацию,— уверен эксперт.— Отзанимался школьник шесть-семь уроков, информация в мозг поступила, но нужно время, чтобы ее усвоить: прогулки, игры, бассейн, музыка». Господин Хардин отмечает, что «учителю нужен четкий подход» к домашним заданиям: «Задавать их нужно не потому, что обязан сделать запись в электронном журнале, а с другой целью. Важно, чтобы домашнее задание отличалось от привычных номеров и упражнений в учебнике». В беседе с “Ъ” педагог сформулировал три принципа домашнего задания: «Во-первых, оно должно быть интересным для ученика — нельзя просто дублировать то, что делалось на уроке. Во-вторых, оно должно быть разноуровневым. В-третьих, очень важно, чтобы ребенок имел возможность выбора из предложенных упражнений — в том числе мог и отказаться от выполнения задания по тем или иным причинам. Домашнее задание — это не карательный инструмент, а инструмент тренировки мастерства и развития учащегося».
«Перегружены домашним заданием, как правило, ответственные ребята. А лентяи, сколько им ни задавай, и так ничего не сделают»,— говорит преподаватель русского языка и литературы из Великих Лук Татьяна Рассолова. По ее словам, объем домашней работы закреплен в образовательных стандартах: «Дома ученик должен проработать треть того, что было на уроке. Но квалифицированным учителям удается гармонично распределять нагрузку по своему предмету и сейчас». Педагог уверена, что добиваться баланса в нагрузке на школьников нужно именно через междисциплинарный подход к образованию — это поможет уменьшить количество часов или даже исключить некоторые предметы из программы.
«Блоки обществознания хороший историк включает в свои занятия, и не нужен отдельный предмет,— уверена госпожа Рассолова.— А классные руководители постоянно проводят с учениками инструктажи по технике безопасности. Поэтому блоки ОБЖ, которые отнимают целый час в неделю, можно спокойно распределить между трудом, физкультурой и "Разговорами о важном"».
Отметим, в феврале Минпросвещения подготовило новые федеральные образовательные стандарты, где значительно сокращено время на преподавание обществознания. Это вызвало в педагогическом сообществе дискуссию о необходимости предмета (“Ъ” писал об этом 23 февраля). Одновременно в ОБЖ также вносятся корректировки, однако этой дисциплине, наоборот, собираются уделить больше внимания. С 1 сентября предмет будет называться «Основы безопасности и защиты родины», в нем усилят блок начальной военной подготовки.
Руководитель методологии и разработки образовательных программ компании Maximum Education Артем Мушта указывает: школьная программа и сейчас учитывает, что в 9-х и 11-х классах ученикам необходимо подготовиться к ГИА. «Упор делается на темы, которые будут спрашивать на экзамене,— комментирует эксперт.— Но ученики могут обучаться по разным программам — базовой и профильной. А второй тип обучения зачастую предполагает настолько глубокое погружение в предмет, что иногда мешает общей подготовке к экзаменам. Ученики из профильной математической школы могут решать задачи на уровне второго-третьего курсов технического университета, но при этом совершать ошибки в базовых заданиях ЕГЭ». Господин Мушта согласен, что школьная программа должна быть шире, но считает «единообразие подходов, сбалансированность тем в школьной программе и контроль за количеством оценочных мероприятий» правильной тенденцией. «Если синхронизировать между собой школьную программу и итоговую аттестацию, это решит множество проблем и сможет выровнять нагрузку на школьников»,— уверен он.