В торгцентрах становится тише
Их посещаемость перестанет расти
После длительного периода умеренного восстановления прирост трафика в торгцентрах Москвы и Санкт-Петербурга может прекратиться из-за негативного влияния последствий теракта в «Крокус Сити Холле». Во втором квартале 2024 года аналитики прогнозируют стагнацию, хотя посещаемость крупных объектов все еще ниже на 10%, чем годом ранее. Очередная волна снижения трафика не позволит собственникам торгцентров повышать арендные ставки по действующим договорам, а новые магазины ритейлеры будут открывать реже.
Негативное влияние на рынок торговой недвижимости теракта в «Крокус Сити Холле» может привести к тому, что Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в Москве и Санкт-Петербурге во втором квартале не будет расти, прогнозируют аналитики Focus Technologies. По их данным, в первом квартале на рынке сохранялась тенденция к медленному восстановлению: посещаемость объектов выросла на 2% год к году. «При нормальном развитии ситуации позитивный тренд бы сохранился и по итогам апреля—июня мы также увидели бы увеличение Mall Index на 2–3%»,— считает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.
Теракт в «Крокус Сити Холле» и последующее закрытие в торгцентрах развлекательных зон привели к снижению посещаемости таких объектов в Москве на 30–35%, в целом по России — на 15–20% (см. “Ъ” от 25 марта).
Сейчас, по словам господина Васильева, негативный эффект сохраняется в крупных торгцентрах: на минувшей неделе в Москве их посещаемость была на 10% ниже, чем за тот же период прошлого года. Хотя, по его словам, в небольших объектах небольшой прирост сохраняется.
По словам директора департамента торговой недвижимости Accent Capital Светланы Кузьминой, в торгцентре «Сокольники» спад посещаемости после теракта ощущался одну неделю. Но негативные настроения покупателей пока сохраняются, отмечает она. Президент Magic Group (развивает универмаги Slava Concept) Александр Перемятов считает, что теракт существенно отбросил назад рынок торговой недвижимости, нейтрализовав накопленный за прошлый год позитивный эффект.
Старший директор CORE.XP Марина Малахатько называет сокращение посещаемости публичных мест после крупных трагедий очевидной реакцией. Она обращает внимание на то, что трафик сократился не только в торгцентрах, но и, например, в театрах. Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин рассчитывает, что на восстановление посещаемости к уровню прошлого года у рынка в целом уйдет пара месяцев.
Впрочем, не все участники рынка настроены пессимистично.
Гендиректор «Стокманна» Геннадий Левкин говорит, что в универмагах его сети выручка и посещаемость 23 марта упали на 60%, 24 марта разрыв нивелировался до 40%, а к 31 марта показатели восстановились. Президент Baon Илья Ярошенко говорит, что показатели его магазинов также восстановились, хотя еще не достигают уровня прошлого года.
Рынок торговой недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга сильно пострадал сначала от пандемии, а затем от массового ухода с рынка зарубежных брендов. Так, в первом квартале 2024 года Mall Index был в среднем на 25% ниже, чем в докризисном 2019 году. Но за счет постепенной адаптации потребителей к текущей конъюнктуре и появлению новых брендов динамика долгое время оставалась позитивной (см. “Ъ” от 13 марта). Это способствовало сокращению вакантности торговых площадей. Так, в Москве в январе—марте 2024 года, по данным Nikoliers, доля пустующих площадей составила 7,6%, сократившись на 8 процентных пунктов (п. п.) год к году. В Санкт-Петербурге снижение на 3,2 п. п, до 6,2%.
По словам управляющего партнера «Ванчугов и партнеры» Алексея Ванчугова, очередная волна снижения посещаемости вряд ли приведет к срыву договоренностей в рамках заключенных арендных договоров, но, вероятно, ослабит позиции торгцентров в переговорах о повышении ставок в рамках пролонгации договоров. «Арендодателям будет сложнее обосновать свою позицию»,— замечает он.
Марина Малахатько предполагает, что скорость заполнения торговых галерей в дальнейшем все же сократится: «Компаниям, прошедшим активную экспансию в прошлом году, предстоит выстроить свои производства». Павел Люлин связывает замедление открытия новых магазинов с высокой стоимостью кредитов на развитие бизнеса и вымыванием с рынка перспективных помещений. «Остался неликвид, дорогие площадки или те, которые арендодатели придерживают под определенные концепции»,— рассуждает он. Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева замечает, что новые объекты почти не вводятся и между арендаторами лишь перераспределяются существующие помещения.