Дилемма космического масштаба
России придется определиться с отношением к американо-японской резолюции по ядерному оружию в космосе
США в начале следующей недели вынесут на голосование Совета Безопасности ООН резолюцию о недопущении размещения ядерного оружия в космосе. В Белом доме выразили надежду на то, что Россия, которую США ранее обвинили в разработке противоспутникового комплекса с ядерной компонентой, поддержит этот документ. Москва категорически отрицает обвинения в свой адрес. Однако американская инициатива ставит ее перед непростой дилеммой: поддержать документ, содержащий ранее нигде не обсуждавшиеся дополнительные обязательства, или же заблокировать его, дав Вашингтону повод упрекнуть себя в наличии злонамеренных планов.
О том, что американо-японская резолюция по ядерному оружию в космосе будет вынесена на голосование Совбеза ООН в начале следующей недели, накануне сообщил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби. «Голосование должно быть простым, поскольку Договор о космосе 1967 года, подписанный более чем 130 странами, включая Россию и Китай, и, конечно, США, запрещает размещение на орбите "ядерного оружия или других видов оружия массового уничтожения". И мы слышали, как президент Путин заявил, что Россия не намерена размещать ядерное оружие в космосе. Так что мы надеемся, что Россия проголосует за эту резолюцию,— заявил Джон Кирби на брифинге.— Нет никаких причин для отказа (от поддержки резолюции.— “Ъ”), а если они это сделают (применят право вето.— “Ъ”), то, я думаю, возникнут законные вопросы перед господином Путиным насчет того, каковы его истинные намерения».
Планы США по вынесению на голосование Совбеза ООН этой резолюции в пятницу прокомментировали и в Кремле. «Основная потенциальная сфера для диалога между США и РФ — это как раз вопросы, связанные со стратегической безопасностью, к коим и относится космическая тема»,— сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, российская сторона сформирует позицию по американо-японской резолюции, когда ознакомится с ее проектом. «Нужно дождаться, ознакомиться, почитать и потом уже формировать позицию»,— пояснил он (цитата по ТАСС).
Напомним, о том, что США вместе с Японией подготовили проект резолюции о предотвращении размещения ядерного оружия в космосе, в середине марта в ходе заседания Совбеза рассказала американский постпред при ООН Линда Томас-Гринфилд. «Любое размещение ядерного оружия на орбите вокруг Земли было бы беспрецедентным, опасным и недопустимым»,— заявила она тогда.
Из пояснений дипломата следовало, что в документе содержится призыв к государствам переподтвердить ранее взятые ими на себя обязательства в рамках Договора о космосе 1967 года и взять на себя новые.
Полное название соглашения 1967 года звучит так: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Его четвертая статья запрещает «выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения», а также «устанавливать такое оружие на небесных телах» и «размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом». Участниками договора являются 114 государств (включая все пять стран—постоянных членов Совбеза ООН). Еще 22 подписали, но до сих пор не ратифицировали его.
Дополнительные обязательства, которые, как следовало из выступления Линды Томас-Гринфилд, США предлагают государствам взять на себя, заключаются в запрете на разработку ядерного оружия специально под вывод на орбиту. Такого положения в Договоре о космосе 1967 года нет.
Россия же сочла представленный США и Японией проект резолюции «политизированным и оторванным от реальности». «К сожалению, подавляющее большинство инициатив наших западных коллег, упакованных в красивую обертку, на поверку оказываются пустышками, в лучшем случае являются не более чем самопиаром с их стороны»,— заявил, комментируя этот документ, первый заместитель постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский (см. “Ъ” от 19 марта).
Между тем вынесение этой резолюции на голосование в Совбезе ООН ставит Россию перед непростым выбором. Если она поддержит документ, то фактически возьмет на себя дополнительные обязательства — о запрете на разработку ядерного оружия специально под вывод на орбиту.
Российские официальные лица, включая президента Владимира Путина, ранее действительно заявляли об отсутствии у Москвы планов вывода ядерного оружия в космос. И если бы речь шла просто о переподтверждении приверженности Договору о космосе 1967 года, то у резолюции может и был бы шанс быть принятой.
Однако для выработки новых обязательств и ограничений в этой сфере у ООН есть специальные механизмы, включая Конференцию по разоружению и Комитет по космосу, но на них американо-японская резолюция не обсуждалась. В то же время на этих площадках с 2008 года «висит» российско-китайский проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе, поскольку ему не дают ход США и их союзники.
С учетом этих факторов и первоначальной скептической реакции российских официальных лиц шансы на то, что РФ поддержит американо-японское предложение, невелики, если только авторы не внесут в него правку.
В то же время уже ясно, что будут делать США в случае применения Россией вето. Как следует из комментария Джона Кирби, они сочтут это за дополнительный аргумент в пользу своей версии о наличии у Москвы злонамеренных планов в отношении космоса.
В феврале глава комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США Майк Тернер сообщил, что обладает информацией, «касающейся серьезной угрозы национальной безопасности». Подробностей он не привел, но сказал, что эта угроза связана с «дестабилизирующим иностранным военным потенциалом». Вскоре американские СМИ со ссылкой на источники сообщили: по данным американской разведки, у России появились планы выведения в космос противоспутникового оружия с ядерной компонентой. Позднее Джон Кирби подтвердил, что обсуждаемая угроза связана с «противоспутниковыми средствами, разрабатываемыми Россией». При этом он уточнил, что США следили за этой программой на протяжении «многих месяцев, если не нескольких лет». Президент США Джо Байден поручил начать с Россией прямой диалог о противоспутниковом оружии. Такие контакты состоялись в конце февраля. С российской стороны в них участвовали помощник президента Юрий Ушаков и директор СВР Сергей Нарышкин, а с американской — советник президента Джейк Салливан и глава ЦРУ Уильям Бёрнс. В Москве эти контакты впоследствии назвали «совершенно непродуктивными», а американские заявления о разработке Россией противоспутникового оружия с ядерной компонентой — абсурдными (см. “Ъ” от 26 февраля).
США ранее уже предпринимали шаги, направленные на то, чтобы убедить международное сообщество оказать давление на Россию в вопросе о ядерном оружии в космосе. Формулировки по этой теме вошли в одно из совместных заявлений глав МИДов стран G7. Кроме того, госсекретарь США Энтони Блинкен поднимал эту тему в контактах с коллегами из Китая и Индии. Ни в Пекине, ни в Дели не присоединились к публичному осуждению приписываемых России планов вывести ядерное оружие в космос. Но пока неясно, как Китай, также обладающий правом вето, будет голосовать на предстоящем заседании Совбеза ООН.