Ученье — «Сбер»
Группа может купить образовательные проекты «Нетология» и «Фоксфорд»
«Сбер» ведет переговоры о покупке онлайн-школ «Нетология» и «Фоксфорд». Участники EdTech-рынка называют консолидацию образовательных проектов вокруг крупных игроков «ожидаемой». Аналитики оценивают сумму сделки на уровне 7 млрд руб., отмечая, что в результате «Сбер» может увеличить долю на российском рынке онлайн-образования с 1% до 7%.
«Сбер» ведет переговоры о покупке образовательной платформы «Нетология» (дополнительное и профессиональное образование, ДПО) и «Фоксфорд» (школьное образование) Алексея Мордашова, рассказали “Ъ” два источника на рынке онлайн-образования. О сделке говорят также аналитики Smart Ranking. В «Сбере» и «Фоксфорде» отказались от комментариев. В «Нетологии» “Ъ” «не комментируют потенциальные M&A».
В рейтинге крупнейших EdTech-компаний России, который составляет Smart Ranking, «Фоксфорд» занимает 9-e место по выручке в 2023 году с 4,3 млрд руб., «Нетология» — 12-e место с 3,1 млрд руб. На первом и втором местах — Skillbox Holding (принадлежит VK) и Skyeng c 12,3 млрд и 12 млрд руб. соответственно. По данным Smart Ranking, суммарная выручка 100 крупнейших образовательных сервисов России в 2023 году достигла 119 млрд руб. По сравнению с 2022 годом показатель вырос на 32%.
«Нетология» была создана в 2011 году, а в 2014 году объединилась с онлайн-школой «Фоксфорд», в сентябре 2014 года был создан образовательный холдинг «Нетология-групп». В 2017 году 40% компании выкупил IT-холдинг TalentTech, принадлежащий «Севергрупп» Алексея Мордашова, затем доля выросла до 85%.
Марианна Снигирева, глава «Нетологии», в интервью “Ъ” 29 июня 2022 года:
«Слияния и поглощения на рынке точно ждем. <…> Полагаю, что рынок еще больше сомкнется вокруг крупнейших игроков с большим трафиком — «Яндекса», VK и нас».
В июне 2023 года «Севергрупп» перестала быть учредителем ООО «ТТ-Холдинг», которое, по данным «СПАРК-Интерфакс», владеет 100% ООО «Нетология» и 93% ООО «Фоксфорд» (7% принадлежит сооснователю «Нетологии-групп» Алексею Половинкину). Сейчас конечные владельцы «ТТ-Холдинга» не раскрываются. ООО 30 января сообщило о внесении изменений в ЕГРЮЛ, в том числе в учредительные документы. В «Севергрупп» “Ъ” не ответили.
«Мы оцениваем сделку примерно в 5 EBITDA, или одну годовую выручку, то есть 7–7,5 млрд руб. До сих пор у "Сбера" не было приобретений на EdTech-рынке,— говорит основатель Smart Ranking Дарья Рыжкова.— Сделка кажется закономерной. Компания активно развивает свои образовательные проекты — это бизнес-школа "Деловая среда", маркетплейс курсов Edutoria, корпоративный "СберУниверситет" и платформа "СберОбразование". Если сделка состоится, у банка будет 7% рынка, сейчас — около 1%». Госпожа Рыжкова объясняет, что в детском сегменте у «Сбера» «только "Сберкласс", а в ДПО нет сильного актива». По ее мнению, активы TalentTech «закрывают пробел, они позволят образовательному направлению "Сбера" составить серьезную конкуренцию другим экосистемам, таким как VK и "Яндекс"».
Речь может идти о крупнейшей сделке на рынке с начала 2023 года, когда VK выкупила 75% «Учи.ру» за 8,7 млрд руб. Такая оценка предполагала, что стоимость актива на тот момент составляла около 11 млрд руб., то есть почти четыре годовые выручки, отмечают в Smart Ranking.
Источник “Ъ” на рынке рассказывает, что возможная сделка «Сбера» «соответствует тренду на укрупнение».
«Мелким компаниям сложнее выживать, M&A-сделки и консолидация проектов вокруг крупных игроков — ожидаемая стратегия. В случае образовательных активов TalentTech, правда, движущей силой могло быть решение самого холдинга выйти из этих проектов, возможно, чтобы сконцентрироваться на HRTech (технологии для управление персоналом.— “Ъ”)»,— уточняет собеседник “Ъ”.
«Возможно, сделка знаменует повторный заход "Сбера" в образование. На несколько лет он брал паузу и сейчас намерен снова заявить о себе»,— отмечает сооснователь «Нетологии», «Фоксфорда» и бизнес-клуба Reforma Максим Спиридонов. «У "Нетологии" и "Фоксфорда" очень сильные бренды в сегментах ДПО и детском соответственно,— подчеркивает источник “Ъ” на рынке.— Кроме того, у каждой компании сформировалось ядро лояльных клиентов и уже выработан tone of voice в позиционировании, который тоже играет на них». Собеседник “Ъ” считает, что «Сбер» не будет серьезно трансформировать новые активы, а «просто возьмет под управление выстроенные годами бизнесы».