«Сфера банкротства в значительной степени правоприменительная»
Юрист Виктор Панченко об итогах первого квартала 2024 года по банкротствам юридических и физических лиц
По данным «Федресурса» (fedresurs.ru), в первом квартале 2024 года количество корпоративных банкротств в России составило 2094 и оказалось меньше, чем в аналогичные кварталы десяти лет наблюдений с 2012 по 2022 годы. При этом в Санкт-Петербурге количество банкротств за год увеличилось на 70,2%, до 143, это больший прирост, чем в Москве, где за первый квартал количество банкротств выросло на 44,4%. Статистику комментирует руководитель практики реструктуризации и банкротства ООО «Юр-Проект» Виктор Панченко.
— С чем вы связываете снижение количества банкротств в целом по стране?
— Замедление темпов экономического роста и нестабильность, ковидные ограничения, а теперь и сложная внешнеполитическая обстановка создают неблагоприятные условия для бизнеса. В такой ситуации значительное количество предпринимателей уже прекратило свою деятельность, а новые бизнесы, напротив, появляются реже. Отсюда и снижение числа банкротств в целом. На снижение роста также могли повлиять и моратории, установленные правительством РФ. Последний действовал до 1 октября 2022 года. Прекращение мораториев дало рост за счет «отложенных» банкротств, но этот приток сошел на нет.
— Почему прирост банкротств в Петербурге опередил показатели Москвы?
— Главное объяснение — внешнеполитическая обстановка. Санкт-Петербург находится рядом с границей РФ, поэтому в нем немало предпринимателей, работающих с иностранными организациями. Текущая внешнеполитическая обстановка сильно осложнила работу с иностранными поставщиками, а в каких-то случаях сделала ее невозможной. В этой связи многие подобные бизнесы не смогли выжить и либо закрылись, либо вошли в процедуру банкротства.
— При этом Петербург показал рекордное снижение банкротств граждан. Почему?
— Да, снижение темпов судебного банкротства физических лиц до 7% в Санкт-Петербурге выглядит аномальным на фоне других регионов. Однако само по себе замедление роста объяснимо. Во-первых, истечение сроков мораториев также привело к росту показателей, однако к 2024 году эффект моратория иссяк. Во-вторых, это может быть объяснено ужесточением условий выдачи кредитов со стороны банков. Большинство судебных банкротств физических лиц — это банкротство одного кредитора (банка). Если меньше потенциально ненадежных клиентов получают кредиты, то и количество банкротств граждан сокращается. В-третьих, временное снижение судебных банкротств граждан может наблюдаться из-за реформы внесудебного банкротства. Большинство новых правил вступило в законную силу в конце 2023 года. В этой связи лицам нужно было время на адаптацию к новым правилам, что и могло привести к временной отсрочке отдельных потенциальных банкротств физических лиц.
Количественные показатели внесудебных банкротств в Санкт-Петербурге показывают рост 56%. Он связан с тем, что законодатель в 2023 году сделал процедуру внесудебного банкротства простой, бесплатной и доступной. Количество внесудебных банкротств в ближайшие годы будет расти ввиду возрастания информированности населения о таком инструменте списания задолженности.
— Вы оцениваете реформу внесудебного банкротства граждан положительно?
— Да, реформу уже можно считать удачной, так как, исходя из статистических данных, граждане массово пользуются процедурой. В некоторых регионах рост исчисляется сотнями и даже тысячами процентов (486,7% — город Москва, 1589,5% — Кемеровская область).
— На какие последние новеллы законодателя стоит обратить внимание бизнесу?
— Пленум Верховного суда РФ внес в Госдуму законопроект, который должен существенно реформировать процедуру банкротства юридических лиц. Основное изменение: большинство споров будут рассматриваться заочно (без вызова сторон), что должно разгрузить суды и арбитражных управляющих. Стоит заметить, что сфера банкротства в значительной степени правоприменительная. Это означает, что в некоторых случаях изменения приходят сначала из судебной практики, а уж впоследствии они обретают форму закона. Например, возможность расценивать налоговые платежи в качестве расходов на сохранность заложенного имущества применительно к положениям статьи 138 Закона «О банкротстве» впервые была установлена в определении ВС РФ от 08.04.2021 по делу № А40-48943/2015. А уже сейчас эти положения являются предметом рассмотрения Госдумы и Конституционного суда РФ.