Торможение на старте
Экономика США в первом квартале выросла хуже прогноза
В первом квартале экономика США росла самыми медленными квартальными темпами с середины 2022 года. По предварительным оценкам, рост ВВП страны в январе—марте составил 1,6% вместо ожидавшихся 2,5%. Во многом такое фактическое значение объясняется дефицитом торгового баланса, который фиксируется на фоне расширения внутреннего потребления. Слабое начало года, вероятно, не отразится на позиции ФРС: снижения ставки на ближайших заседаниях не ожидается. На то, что разворот денежно-кредитной политики возможен не раньше сентября, указывают и данные об инфляции: базовый индекс потребительских расходов (Core PCE), не учитывающий цены на энергию и продовольствие, составил 3,7% при прогнозе в 3,4%.
Рост ВВП США в первом квартале 2024 года составил 1,6%, следует из предварительных данных Министерства торговли страны. Таким образом, темпы роста экономики США существенно замедлились по сравнению с четвертым кварталом 2023 года, когда они составили 3,4%, и стали минимальными с середины 2022-го (см. график).
Консенсус-прогноз от Trading Economics предполагал, что в январе—марте ВВП страны вырастет на 2,5%.
Свежая статистика демонстрирует заметные изменения во внешней торговле США: рост экспорта в первом квартале замедлился до 0,9% после 5,1% в четвертом квартале 2023-го, темпы роста импорта, напротив, ускорились — до 7,2% с 2,2%. Экспортная динамика может объясняться обострением экономических противоречий Вашингтона и Пекина — по итогам прошлого года экспорт США в Китай сократился на 4,3%. О том, что большая часть проблем, волнующих стороны, до сих пор не решена, свидетельствуют заявления главы американского Минфина Джанет Йеллен, сделанные по итогам ее визита в Китай в начале апреля. Усиление противоречий, в том числе из-за торговли КНР с Россией, по всей видимости, продолжит влиять на объемы торгового оборота стран и дальше (см. “Ъ” от 9 апреля).
На динамику импорта серьезное влияние оказал рост потребления, который все больше удовлетворяется поставками из-за рубежа, а не собственным производством. По оценкам главы ФРС Джерома Пауэлла, спрос в стране по-прежнему заметно превышает предложение (см. “Ъ” от 21 марта): ослабить давление на цены должна ребалансировка рынка, однако ее оттягивает продолжающийся рост зарплат, а также высокие ставки, сдерживающие рост промышленного производства. На прошлой неделе регулятор констатировал спад промышленного производства на 1,8% в годовом выражении в первом квартале.
При этом смягчать денежно-кредитную политику на следующем заседании 1 мая регулятор, по всей видимости, не будет. Свежие данные по инфляции подтверждают намерение ФРС приступить к снижению ставок лишь осенью. Напомним, что при принятии решений американский регулятор ориентируется в большей степени на базовый индекс потребительских расходов (Core PCE) в США, не учитывающий энергию и продовольствие. Этот показатель по итогам первого квартала составил 3,7% при прогнозе в 3,4% — два предыдущих квартала он колебался около целевого значения в 2%.