СПГ обеспечил энергетическую безопасность

С помощью каких средств Европа сбалансировала отраслевой кризис

Пережить энергетический кризис 2022 года Европе помогли СПГ и хорошая погода. Как пишет Financial Times, после коллапса с поставками российского трубопроводного газа Евросоюз принял беспрецедентные меры в энергетической политике, выстроил систему экономии топлива и ввел в эксплуатацию плавучие регазификационные установки. Также большой удачей для континента стала теплая зима, отмечает издание. В итоге ЕС удалось найти замену почти 10% российского трубопроводного газа, а также переждать период высоких цен на сырье.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Сегодня в Европу поступает как трубопроводный газ из Норвегии, Алжира и России через «Турецкий поток», так и СПГ, количество которого серьезно возросло. Однако говорить о том, что ЕС себя энергетически обезопасил, трудно, отмечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович: «Может с погодой не повезти, произойти резкий рост спроса. Например, в Китае тоже и погодный фактор может сыграть роль, и динамика в промышленном потреблении. Но ситуации, при которой Европе не хватит ресурсов для работы коммунального сектора, мне представляется крайне маловероятной.

На вопрос о том, удалось ли Европе себя энергетически обезопасить, можно ответить двояко. То есть, конечно, европейские власти рассказывают про то, что это их успех, и они решили проблему. Но они это сделали за счет того, что просто отказались от части своей собственной экономической конкурентоспособности.

Европейский союз на уровне своих руководителей считает, что он будет постепенно заменять устаревшие отрасли, условно, химию и металлургию на новые, вроде IT или фармакологии. Но мне кажется, это немножко авантюристичным, потому что, во-первых, новые отрасли — это такие сферы, где и конкуренты тоже не дремлют, то есть нет никаких гарантий, что фармакология в Америке или Китае будет хуже, чем в Европе».

Многие аналитики отмечают также, что, сделав ставку на СПГ, Евросоюз, возможно, допустил ошибку. Дело в том, что рынок сжиженного природного газа весьма волатилен, на нем существует острая конкуренция между покупателями. А это значит, что о стабильности поставок и низкой цене речи быть не может, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Когда мы говорим о том, что Европа смогла пройти этот энергетический кризис, ключевым моментом является цена на газ. И основной причиной кризиса была неправильная энергетическая политика Евросоюза.

Они запугивали компании и говорили, что идет ускоренный энергетический переход, мол, скоро ваши газ, нефть, уголь и все остальные ископаемые источники энергии будут никому не нужны. И они запугали энергокомпании так, что те действительно не инвестировали достаточные объемы средств в новые проекты.

Высокие цены на сырье и породили, можно сказать, другие факторы, которые якобы помогли Европе пройти через кризис. Ключевым моментом, благодаря которому они смогли сбалансировать свой рынок, является просто падение потребления. Потребление в 2022-м и 2023-м упало суммарно на 90 млрд кубов, то есть за два года произошло просто обрушение, прежде всего, за счет промышленного сектора. В Европе прошла, по сути, деиндустриализация.

Опять же, почему к ним пришел СПГ? Просто в Европе были самые высокие цены на газ в мире, у них на пике были цены $2,5-2,8 тыс. за 1 тыс. кубов. Естественно, все производители СПГ захотели заработать и перенаправили свои объемы туда. Точно так же СПГ сейчас оттуда ушел, потому что в Азии теперь цены выше, и все перенаправили в Азию. В этом смысле это действительно риск, когда вам приходится всегда конкурировать с альтернативными рынками. Так называемая система ценового арбитража Европы сейчас все больше и больше от него зависит».

Как сообщила Financial Times, на преодоление энергетического кризиса Европа потратила почти €800 млрд.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Андрей Загорский

Вся лента