Развитие по-букмекерски
Что принесет участникам рынка 2024 год
Объем букмекерского рынка по итогам 2024 года может достигнуть 1,6 трлн руб., а объем выплаченных целевых отчислений — 25–30 млрд руб., прогнозируют его участники. При этом сами они смотрят в будущее без особого оптимизма: с ростом выручки увеличивается и объем требуемых выплат. “Ъ” разобрался, как будут развиваться взаимоотношения букмекерской индустрии и государства.
Рост букмекерского рынка в России по итогам 2024 года составит 10–30%, прогнозируют опрошенные “Ъ” компании. Так, объем рынка достигнет 1,6 трлн руб. при росте 30%, полагает директор по маркетингу «Бетсити» Рустем Акмалов. Управляющий акционер Fonbet Валентин Голованов считает, что рост показателя год к году составит 10–20% «с учетом проведения чемпионата Европы по футболу этим летом». Но если бы Россия была допущена к участию, букмекерский рынок увеличился на 40%, указывает основатель информационно-аналитического портала «Рейтинг букмекеров» Паруйр Шахбазян.
С оценкой господина Голованова соглашается президент компании BetBoom Константин Макаров, но уточняет, что увеличение объема рынка будет зависеть от многих факторов: «Включая экономический рост страны, изменения в законодательстве, которые затрагивают букмекерский рынок и спортивную индустрию, а также многие другие переменные». Доходы российских букмекерских компаний по итогам 2024 года могут вырасти до 35%, говорит гендиректор Pari Руслан Медведь: «В таком случае общий GGR (разница между объемом ставок клиентов и выплатами клиентам) может превысить 350 млрд руб.».
При этом выручка букмекеров сократится, так как возрастает совокупная нагрузка на индустрию: налоги, комиссии, прямые и косвенные обязательные платежи, полагает Валентин Голованов. Он уточнил, что уже с 1 января размер обязательных целевых отчислений на поддержку и развитие спорта вырос с 1,5% до 2%. За счет этого вырастет и объем их выплаты на 65–70%, оценивает Рустем Акмалов. Параллельно идет разработка законопроекта, согласно которому 25% целевых отчислений за год будут направляться на проведение Игр дружбы (с 15 по 29 сентября в ответ на ограничение возможности участия российских спортсменов в Олимпийских играх в Париже планируется провести международные Игры дружбы. Соревнования пройдут в Москве и Екатеринбурге и будут включать состязания в 208 дисциплинах по 33 видам спорта, в том числе по акробатическому рок-н-ролу и брейк-дансу), напоминает господин Голованов.
Три ставки на билборде
По данным Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ), объем принятых российскими легальными букмекерами ставок в прошлом году вырос на 40%, составив 1,2 трлн руб. Почти 95% из этого объема пришлось на онлайн-сегмент, уточняет вице-президент «Лиги ставок» Ратмир Ронами. По мнению Паруйра Шахбазяна, основными точками роста отрасли стали продолжающийся эффект низкой базы, а также инфляция: «Стоит отметить растущие расходы букмекеров на маркетинг, вследствие чего все больше людей идут к букмекерам». При этом продвигается не только бренд, но и букмекерский продукт — приложение и сайт, отмечает Ратмир Ронами. По его словам, в «Лиге ставок» реализовали комплекс мер, которые не имеют мировых аналогов, к примеру чат в приложении, свайпер ставок (бонус для новых и существующих игроков). В итоге россияне все активнее вовлекаются в процесс подачи ставок на спортивные события и остаются с нами надолго, подчеркивает он.
Развитию российского рынка беттинга способствует и расширение количества спортивных событий и федераций, с которыми сотрудничают букмекеры, а также появление различного рода медиалиг, говорит Ратмир Ронами. Так, в «Лиге ставок» развивают проект «Лига ставок Media Basket».
Основным стимулом роста действительно послужил определенный прорыв в части коммуникаций с аудиторией и уровнем активаций, соглашается директор по развитию Olimbet Константин Гусев. Он напомнил, что не стоит забывать и про ситуацию с российским спортом, который в значительной мере остается отрезанным от международных турниров: «Клиенты стали активно обращаться к внутрироссийским чемпионатам, турнирам, которые букмекеры как надежные партнеры российского спорта помогают сделать более красочными и медийными».
Основной категорией, где букмекеры выступают рекламодателями, остается спорт. Но участники рынка пытаются найти новые форматы сотрудничества, уходя от давней схемы «вы нам деньги — мы клеим ваше лого на футболку», указывает Паруйр Шахбазян. Так, букмекеры начинают заходить в общую категорию развлечений, в первую очередь — стендап, говорит он. Кроме того, индустрия научилась находить варианты размещения рекламы даже на наружных носителях, не нарушая при этом законодательства, говорит Константин Гусев: «Название турниров дает такую возможность. Ключевыми сегментами по-прежнему останутся диджитал, спонсорство и весь набор инвентаря на ТВ».
Сейчас категории размещения рекламы букмекерских компаний регулирует федеральный закон «О рекламе», что в явном виде ограничивает круг размещения: продвижение возможно в формате спонсорства спортивных турниров и клубов, во время соревнований, в спортивных трансляциях, спортивных СМИ, радио, внутри спортивных сооружений и в ночном ТВ-эфире, перечисляет Рустем Акмалов: «Нам хотелось бы, чтобы рекламный инвентарь был расширен. Первым шагом может стать разрешение на использование образов людей в рекламе. Шагом вперед могло бы стать разрешение на рекламу снаружи спортивных арен: медиафасады и другие поверхности могут позволить букмекерам в синергии с клубами реализовать качественные проекты».
Казенный бук
С экономической точки зрения на развитие рынка букмекеров влияет рост объема денежных средств, которые остаются в России при практическом отсутствии оттока капитала за границу, отмечает Руслан Медведь: «Все меньше денег тратится за рубежом». Он признает, что отношение к индустриальным компаниям и ставкам на спорт как к форме досуга также меняется в лучшую сторону. По его словам, отрасль становится все менее токсичной, и ключевую роль в этом сыграло государство: борьба с нелегальными операторами также дает свои плоды. В Fonbet говорят, что рост выручки компании в 2024 году обеспечили и полностью отечественный софт, и собственные IT-решения, позволившие достигнуть практически нулевой зависимости от импортных поставщиков. «Это помогло нам практически без потерь пройти тот период, когда многие иностранные поставщики софта и программного обеспечения перестали работать с российскими компаниями»,— уточняет Валентин Голованов.
Сейчас рынок растет за счет развития кибер- и «медийного спорта» (как рекламной площадки для букмекеров), распространения «быстрых игр», а также захода букмекеров в лотерейный бизнес, считает Паруйр Шахбазян. Так, в августе прошлого года стало известно, что Fonbet планирует зайти на лотерейный рынок, сообщал РБК. Сам рынок букмекеров становится все более технологичным, считает Рустем Акмалов: «Букмекерские компании сейчас — это крупные IT-бренды, которые работают над улучшением качества линий на спортивные события, коэффициентами, стремятся совершенствовать сайты, приложения, внедрять новые сервисы».
При этом другие участники рынка обращают внимание на законодательные изменения как причину перестройки рынка. Так, исполнительный директор Первой СРО Олег Давыдов называет два основных фактора — стабильность правового регулирования и борьбу с теневым сектором азартных игр. Прошлый год принес множество изменений, говорит он, в том числе повышающих фискальную нагрузку на букмекеров, увеличился объем целевых отчислений: «Хотелось бы, чтобы в 2024 году законодательная активность была не такой бурной, чтобы рынок мог адаптироваться к новым условиям». С другой стороны, очень важно принять эффективные меры против нелегального сектора азартных игр, считает эксперт. Тут организация видит необходимость отойти от привычного запретительного регулирования и создать систему справедливого налогообложения выигрышей в букмекерских конторах, что может стать мощным стимулом для естественного перетекания игроков от нелегальных к российским букмекерам.
Текущий год не будет легким, считает Валентин Голованов. Он отмечает, что повышенная фискальная нагрузка и серьезная конкуренция между ведущими игроками оказывают все возрастающее давление на рентабельность и требования к уровню инвестиций для всех участников рынка. Поэтому, кроме трех-четырех крупнейших игроков, качественно вырасти не сможет никто и в лучшем случае сохранит, а скорее, потеряет свои позиции каждая БК за пределами первой тройки-четверки, прогнозирует топ-менеджер. Но он считает этот процесс естественным, поскольку отрасль прозрачна, совокупная нагрузка требует быть эффективным, а клиенты требуют качества и скорости, а значит, стратегия «быть середняком» себя изживает: «Только самые динамичные и гибкие, только такие, для кого прибыль стоит на последнем месте, а первый приоритет отдается клиентам, развитию продукта и поддержке спорта. А это от силы, как я уже сказал, три-четыре крупнейшие букмекерские компании России».
Целевой розыгрыш
В прошлом году общий объем целевых отчислений, по данным ЕРАИ, составил 19,1 млрд руб. Руслан Медведь прогнозирует, что по итогам 2024-го показатель превысит 30 млрд руб.: «Причина не только в том, что рынок будет дальше развиваться, но также в том, что увеличится сама сумма отчислений». Рустем Акмалов приводит цифру в 32 млрд руб., Валентин Голованов прогнозирует показатель на уровне 25–30 млрд руб. Ратмир Ронами считает, что по итогам 2024 года прирост объема целевых отчислений в годовом выражении составит минимум 50%. А в «Рейтинге букмекеров» рассчитывают на достижение планки в 30 млрд руб. По итогам прошлого года в Fonbet объем выплаченных компанией отчислений составил 6,7 млрд руб., у «Лиги ставок» — 1,3 млрд руб. (рост на 36,1%), в «Бетсити» — 741,4 млн руб., говорят опрошенные “Ъ” представители компаний.
Сам рост целевых отчислений обусловлен прежде всего борьбой государства с теневыми компаниями, вытеснением нелегалов с рынка, говорит Ратмир Ронами: «Официальной оценки нелегального рынка нет, но понятно, что главными фигурантами выступают не нелегальные букмекеры, а интернет-казино». В результате не менее 30% объема рынка находится в тени, отмечает топ-менеджер, а это значит, что спорт недополучает около 6 млрд руб. целевых отчислений.
Говоря об эффективности использования целевых отчислений, Валентин Голованов отмечает, что для многих федераций это основной источник дохода и существования в период отсутствия международных стартов и коммерческих турниров. Руслан Медведь видит «большой перекос» в пользу футбола и тенниса, которые и так популярны: «Многим видам спорта непросто конкурировать с лидерами, и таким федерациям сложнее их развивать». Поэтому в нынешнем виде помощь в развитии тех или иных видов спорта неравномерна, считает он. Изменить эту ситуацию крайне сложно, поскольку и сами федерации должны проявить волю и найти новый подход к популяризации тех видов спорта, за которые они ответственны, утверждает топ-менеджер.