«Главные тренды в IT — импортозамещение, ИИ и информационная безопасность»
Президент Лиги цифровой экономики Сергей Шилов о развитии отечественного IT-рынка
Согласно оценке Минцифры, IT-сфера стала одной из наиболее емких с точки зрения инвестиций в 2023 году. По его итогам выручка российских компаний выросла на 43%, до 5,5 трлн руб., сообщал глава ведомства Максут Шадаев. Ключевыми факторами являются увеличение спроса на импортонезависимое программное обеспечение и оборудование и активизация отечественной разработки по этим направлениям. О том, как развивается отрасль и каковы перспективы построения технологического суверенитета, “Ъ” рассказал президент Лиги Цифровой Экономики Сергей Шилов.
— Что стало основным драйвером рынка в 2023 году, на ваш взгляд?
— События последних лет дали колоссальный импульс отечественным разработчикам программного и аппаратного обеспечения, а также компаниям в сфере IT-услуг. Импортозамещение остается доминирующим трендом в 2023–2024 годах, спрос на отечественные решения растет практически по всем направлениям цифровизации. В частности, стоит выделить большое количество новых проектов по замене программного обеспечения в промышленности, которая является важнейшей отраслью экономики страны.
Беспрецедентные вызовы в сфере информационной безопасности — новая реальность, в которой все мы оказались. В условиях постоянных внешних и внутренних киберугроз, которым подвергаются российские организации, значение средств защиты информации возросло многократно. Безусловно, сегмент ИБ сегодня находится в числе основных драйверов российского IT-рынка.
Одной из самых популярных в 2023 году стала тема искусственного интеллекта. ИИ-технологии активно разрабатываются по всему миру и могут использоваться в самых разных сферах, в том числе военной. Поэтому спрос на подобные разработки сегодня также очень велик. Развитие искусственного интеллекта уже сильно влияет на нашу повседневную жизнь, а скоро будет влиять еще больше.
— Как вы считаете, помимо импортозамещения, влияет ли на спрос растущая зрелость российских продуктов?
— Зрелость отечественных продуктов, разумеется, повышается, потому что их начали намного больше использовать. Эти вещи взаимосвязаны: растет качество продуктов — их начинают больше покупать, что позволяет развивать разработку и заполнять новые сегменты. Надо признать, что пока только небольшое количество отечественных продуктов реально превосходит иностранные. Все-таки на создание аналогичной линейки программного и тем более аппаратного обеспечения нужно гораздо больше времени, которое будет сопоставимо с периодом становления западной IT-индустрии. Так что здесь предстоит еще очень много работы, однако тренд на развитие, безусловно, позитивный.
— Что в этой связи происходит с ценами на отечественный софт? Наблюдаете ли вы повышение стоимости?
— Конечно, есть определенное повышение цен на лицензии, программные продукты, а также услуги по их внедрению и поддержке. Это связано с различными факторами. Стоимость денег в России вообще очень высокая, что приводит к удорожанию инвестиций в отрасль, при этом сфера IT в силу характера профессиональной деятельности является одной из самых капиталоемких. Очень велики затраты на рабочую силу: дефицит высококлассных программистов, большое количество проектов, а также развитие удаленки привели к значительному повышению зарплат на рынке. Все это сказывается на ценах, но я бы не назвал их рост драматичным. Удорожание происходит в разумных пределах и сравнимо с официальными показателями инфляции.
— Изменились ли запросы клиентов за 2023 год? Меняются ли акценты и структура потребления продуктов в связи с импортозамещением? Какой софт становится наиболее востребованным?
— Тренд на импортозамещение зародился все-таки задолго до прошлого года. В частности, переход на отечественные решения госсектора продолжается по меньшей мере с 2014 года. Однако в течение последних двух лет все эти процессы значительно ускорились, и 2023-й закрепил данный тренд. Заказчики активно работают в направлении импортозамещения и цифровизации в целом: инициируют новые проекты, проводят конкурсы на внедрение практически всех видов ПО, которое используется в бизнес-процессах. В этом смысле структура потребления не поменялась — востребованы все те же технологические направления: CRM, ERP, ECM, Big Data, искусственный интеллект, облака и т. д.
— Что можно сказать о структуре заказчиков? В России основной спрос на цифровые продукты традиционно идет со стороны государства, каковы тенденции в этой части?
— Ключевыми заказчиками остаются госсектор, а также государственные компании и компании с госучастием. На данном этапе развития нашей страны это нормально. Коммерческий сектор, конечно, тоже реализует проекты цифровизации и постепенно переходит на отечественные решения, но все же он в первую очередь ориентируется на соотношение «цена—качество». Во многих компаниях по-прежнему используют зарубежные системы. Да, есть определенные сложности с поддержкой внедренных иностранных продуктов, поставщики которых ушли с нашего рынка. Однако российские специалисты научились поддерживать западные и прочие системы в рабочем состоянии. В этой связи как раз важна зрелость отечественных продуктов, о чем было сказано выше. Чем более качественными они будут, тем чаще начнут побеждать в конкурентной борьбе импортные аналоги.
— Как вы оцениваете кадровую ситуацию на рынке? Достаточно ли квалифицированных специалистов?
— Вопрос кадров — это реперная точка развития нашей отрасли. Российские IT-компании на протяжении десятилетия испытывают огромный дефицит высококлассных экспертов. А те задачи, которые сегодня стоят перед отечественной индустрией информационных технологий, настолько глобальные и всеобъемлющие, что для их решения не хватает буквально всех видов специалистов. Простого выхода из этой ситуации нет. Тут сказываются и демографические проблемы, и вопросы профильного образования, а главное, как я сказал, колоссальный объем задач, связанный с цифровизацией и импортозамещением. Необходим комплексный подход, и, конечно, требуется время. Надо работать над привлекательностью отрасли. Например, Лига Цифровой Экономики активно взаимодействует с учебными заведениями: в рамках и образовательных программ, и факультативного обучения рассказываем ребятам о технологиях, работе в современной IT-команде. Наша компания проводит огромное количество стажировок, нанимает начинающих специалистов по всей стране и в целом популяризирует IT-сферу среди молодежи. Думаю, совместные усилия бизнеса и государства помогут решить кадровый вопрос в отрасли.
— В сфере IT еще с 2022 года действуют масштабные меры поддержки. Как вы оцениваете их эффективность?
— Поддержку со стороны государства я оцениваю как чрезвычайно эффективную. Я бы сказал, что она в определенный момент просто спасла отечественную IT-отрасль. Налоговые льготы, преференции для производителей ПО, кредитные предложения для компаний, а также шаги по поддержке сотрудников, такие как льготная ипотека и отсрочка от призыва в армию, составили очень серьезный пакет стабилизирующих мер.
Также в свете импортозамещения стоит отметить законодательные акты и установленные KPI, которые мотивируют государственных и окологосударственных заказчиков поэтапно внедрять отечественные цифровые продукты. Еще одним важнейшим шагом со стороны государства должно стать определение перечня решений, которые составят критическую информационную инфраструктуру и будут импортозамещаться в первую очередь. Насколько я знаю, это одна из задач, над которой сегодня активно работают в правительстве. Все же IT-отрасль носит глобальный характер, поэтому «ковровое импортозамещение» потребует колоссальных временных и финансовых затрат. Гораздо эффективнее, на мой взгляд, пойти по пути приоритизации. Определение состава критической инфраструктуры поможет выявить ключевые направления, бросить на них основные силы и максимально быстро и качественно решить задачу по обеспечению технологического суверенитета нашей страны.