Нефть подливают в пакет
В чем смысл ограничений против задействованных в перевозке российского сырья судов
Евросоюз готовит санкции против «теневого флота» России. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на имеющийся у него проект будущих ограничений. В 14-м пакете санкций могут быть упомянуто 11 судов, задействованных в перевозке российского сырья. В их числе топливные и нефтеналивные танкеры, газохранилище и грузовое судно. Среди возможных ограничений: запрет на вход в порты стран ЕС и на использование европейских компаний страхования и техобслуживания.
О наличии у России «теневого флота» недавно заявила Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев. По данным западных СМИ, такие суда используются для параллельной торговли и помогают стране обходить потолок цен на нефть. Впрочем, готовящиеся санкции вряд ли на что-то повлияют, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Конечно, можно вводить санкции против так называемого теневого флота, причем как против компаний-собственников судов, так и самих танкеров. Тогда не будет зависеть, перепродали ли судно, оно все равно останется под санкциями. То есть это реально сделать.
Но если европейские власти пойдут по такому сценарию, то это будет означать, что они выбирают максимально мягкий сценарий новых санкций, и де-факто это ничего не поменяет. То есть это попытка просто заполнить чем-то 14-й пакет. Суда, подпавшие под санкции, уже заранее никакого отношения к странам Запада не имеют. У собственников этих судов нет расчетов за перевозку в долларах либо евро. У них нет имущества и счетов ни в американских, ни в европейских банках. Страхование подобных перевозок осуществляется компаниями, которые не работают на международном рынке. То есть им зачастую не нужно заходить в порты стран Запада.
Можно сказать, что это формальность, и новые ограничения добавят в очередной пакет лишь для веса. До сих пор все танкеры "теневого флота" не подпали под санкции, ведь они же все известны. Американцы их знают, исследовательские компании публиковали эти списки. Но никто против всего этого флота санкций не вводит — вдруг Россия сократит экспорт, не сможет вывезти, и тогда цены поднимутся. Им это не нужно, потому что Евросоюз и Соединенные Штаты не являются странами-импортерами нефти. Поэтому они периодически вводят санкции против отдельных судов или компаний, чтобы создавать некую токсичность, благодаря которой собственники этих судов, кстати, держат довольно высокую стоимость перевозки. Вот это им и нужно — поддерживать высокие издержки для российской нефти, но ни в коем случае не допустить того, чтобы Россия испытывала затруднения с вывозом».
Ранее агентство Bloomberg сообщало, что Евросоюз также рассматривает возможность введения санкций в отношении российского газа. В числе прочего якобы обсуждается запрет на реэкспорт СПГ в третьи страны через европейские порты. Эти ограничения могут оказать большее влияние, чем любые санкции в отношении нефтеперевозок, говорит эксперт по энергетике Финансового университета Станислав Митрахович: «Смысл "теневого флота" как раз в том, что он в минимальной степени зависит от западных ограничительных мер, включая сюжеты, связанные со страховками. Когда вся эта санкционная история начиналась, многие говорили, что никто в мире не признает незападные страховки. На самом деле выяснилось, что Индия, скажем, готова принимать суда, которые застрахованы такими компаниями.
Если было бы не так, экспорт уже давно бы остановился. Что касается перегрузки нефти или нефтепродуктов, в принципе, этим можно заниматься не только в портах или в территориальных водах европейских стран, поэтому они и дальше будут осуществляться. Вообще, количество судов, которое составляет так называемый теневой флот, по западным оценкам, предполагается на уровне 800. То есть если даже будет санкционировано несколько танкеров, их можно заменить на другие, то есть речь идет о сотнях судов, которые этим занимаются, и все их задавить не получится. В этом, кстати, отличие нефтяной индустрии от газовой, где количество газовозов гораздо меньше.
Что касается возможностей каких-то дополнительных давлений, помимо нефтяного флота, то, я думаю, они тоже ограничены. Если, например, начать как-то серьезно давить страны, которые закупают российскую нефть, то можно добиться нехватки нефтепродуктов на рынке. Все эти аргументы как раз заставляют предположить, что фундаментально никак нефтяная торговля России не изменится. А вот по газу может быть что-то более важное, вроде подготовки к запрету российского СПГ в Европейском союзе. Вот это более вероятно».
Посол КНР в Москве накануне заявил, что страна выступает против вмешательства третьих сторон в торговлю энергоресурсами. Китай планирует продолжать закупки российской сырой нефти.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".