Ролевым усилием принято решение
За видеоиграми о «месте России в мире» установят госконтроль
Президент РФ Владимир Путин поручил продумать способы контроля за рынком видеоигр на предмет недопущения «искажений истории» и «представлений о месте и роли России в мире». Такие механизмы, как полагают источники «Ъ», могут быть заложены в предлагаемую Минэкономразвития систему маркировки видеоигр. При этом участники рынка отмечают, что зарубежный игровой контент, ранее вызывавший вопросы, и так официально не распространяется в РФ. Оценка видеоигр, по их мнению, должна проводиться в том числе с экспертами из отрасли, сейчас же соответствующая межведомственная комиссия собрана из представителей силовых органов, министерств и государственных СМИ.
Основы государственной политики России в области исторического просвещения, которые 8 мая утвердил президент РФ Владимир Путин, подразумевают создание «механизмов государственного и общественного контроля» за рынком видеоигр. Согласно документу, такие механизмы должны будут не допускать «неконтролируемое распространение» игр, которые создают «искаженное представление о событиях отечественной и мировой истории, а также о месте и роли России в мире».
Правительство, как следует из документа, должно разработать план мероприятий, чтобы достичь этой и других задач. Координировать работу в этой части будет созданная в 2021 году межведомственная комиссия по историческому просвещению, ее председатель — помощник президента Владимир Мединский, а в числе участников — представители ФСБ, МВД, СВР, государственных СМИ (ВГТРК, «Россия сегодня»), Российского военно-исторического общества и т. д.
Источник «Ъ» на игровом рынке полагает, что механизм контроля за исторической достоверностью игровых проектов, которые распространяются в РФ, можно апробировать в рамках эксперимента по их маркировке.
Над системой маркировки с прошлого года работает Минэкономразвития (см. «Ъ» от 27 июля 2023 года), и, как говорит собеседник, в июле министерство планирует начать эксперимент в рамках разработки соответствующего законопроекта. По его словам, участие в эксперименте будет добровольным, он продлится год. «В числе компаний, которые, вероятно, присоединятся,— VK, Lesta Games, Cyberia Nova (разработчик игры "Смута"), 1С и другие»,— полагает собеседник «Ъ». «Работа комиссии в рамках эксперимента по маркировке позволила бы регуляторам и участникам рынка отладить механизм, избежав резкого изменения законодательства и роста регуляторной нагрузки на разработчиков и дистрибуторов игр»,— полагает собеседник. Другой источник «Ъ» в российской IT-отрасли согласился с тем, что «альтернативные механизмы на данном этапе выглядят излишними». Вероятнее всего, ответственным за регулирование контента в цифровых копиях будет назначен Роскомнадзор, добавил первый собеседник «Ъ». «Минэкономразвития поддерживает проведение данного эксперимента»,— заявили «Ъ» в министерстве. В Роскомнадзоре, Минцифры, Минкультуры не ответили «Ъ». Также не ответили на запрос в ассоциации АПРИОРИ (входят VK Play, Astrum Entertainment, United Games), отказались от комментариев в «Р.А.Д.И. Видеоигр» (объединяет поставщиков и продавцов физических копий видеоигр: DNS, diHouse, «Бука», ЭМСИ, «Ачивка» и др.).
Оценка контента в видеоиграх должна проводиться с привлечением игрового сообщества: разработчиков, экспертов, издателей и представителей распространителей игр, считает управляющий партнер юридической компании ЭБР, сооснователь образовательной платформы Moscow Digital School Александр Журавлев. «Сейчас игры, например Call of Duty, могут строить сюжет на убийстве русских, но в нашей стране именно это дополнение не распространяется самими издателями, доступ к такому контенту невозможно получить из России официально»,— напоминает он. После начала военной операции на Украине издатель серии Call of Duty компания Activision остановила все продажи в РФ.
Господин Журавлев отмечает, что есть и проекты, где представлена альтернативная история, и их художественный замысел не противоречит морально-этическим ценностям.
В их числе, говорит он, проект Wolfenstein (в основе сюжета альтернативная история Второй мировой войны, нацистского оккультизма и фантастических технологий) и Atomic Heart (альтернативная история СССР, в которой страна вышла на массовое производство роботов, обслуживающих население). «Поэтому важно, кто именно будет принимать решение о доступности игры в РФ, учитывая не только историческую достоверность, но и художественный замысел»,— подчеркивает господин Журавлев. Игр, намеренно искажающих историческую реальность, в принципе мало, отмечает глава Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников. Он полагает, что механизмы, которые будут появляться в перспективе, должны быть «скорее рассчитаны на продвижение игр с образовательными элементами, например по линии систем просвещения и образования».