Для Евросоюза третьи не лишние
Проблему мигрантов-нелегалов могут отдать на аутсорсинг
Совет Евросоюза на этой неделе утвердил многострадальную реформу миграционного законодательства, ужесточающую политику по отношению к мигрантам. На это у объединения ушло фактически все последнее десятилетие. Но многие страны ЕС сочли предусмотренные шаги половинчатыми, и уже в среду 19 государств-членов направили в Европейскую комиссию (ЕК) письмо с призывом договориться с третьими странами о приеме на их территории соискателей убежища в ЕС на все то время, пока соответствующие заявки будут рассматриваться. При этом за основу подобного аутсорсинга предложено взять сделку по мигрантам между Италией и Албанией, которую в ЕС всеми силами пытаются противопоставить аналогичному соглашению Великобритании и Руанды, критикуемому как нарушающее права человека.
Работа на упреждение
Общая суть предложений, изложенных в отправленном 15 мая Еврокомиссии письме, свелась к тому, что мигрантов, переправляющихся в Европу на небольших лодках, следует не подпускать к границам ЕС, а на полпути разворачивать в третьи страны и оставлять их там до окончания рассмотрения их заявлений о предоставлении убежища. Такую идею, а по сути, даже требование выдвинули сразу 19 стран ЕС во главе с Италией и Чехией.
«Мы согласны с тем, что для управления миграцией приоритетом является работа над экстернализацией. Поэтому нужно работать с третьими странами, чтобы предотвратить поток, а не управлять им»,— задала тон дискуссии премьер Италии Джорджа Мелони.
Это станет «реальным решением проблемы нелегальной миграции, которого у нас в Европе пока нет», поддержал коллегу глава чешского правительства Петр Фиала.
Примечательно, что эти заявления прозвучали 14 мая — в один день с одобрением Советом ЕС «Пакта о миграции и предоставлении убежища» — масштабного пакета реформ, заметно ужесточающих всю европейскую систему предоставления убежища и миграции.
Принятию этого документа предшествовали долгие годы внутренних баталий, из-за которых законопроект то и дело переписывался и видоизменялся. Но и его вымученное одобрение Европарламентом 10 апреля не принесло Евросоюзу желанного облегчения.
«Никто из законодателей не ликовал, как это обычно бывает при принятии крупных законов. Напротив, атмосфера была мрачной. Причина проста: все, абсолютно все презирают этот пакт — результат кропотливых переговоров, в которых сталкивались разные интересы, и в результате получился закон, который никому не нравится. Тем не менее евродепутаты поддержали его, потому что это "лучше, чем ничего", как выразились некоторые»,— поведало о настроениях в ЕС после принятия этого масштабного документа издание Euractiv.
Очевидно, понимание многими явного несовершенства со скрипом одобренного миграционного пакта (против которого, к слову, проголосовали Польша и Венгрия) и заставило власти ряда европейских стран не останавливаться на достигнутом и тут же начать новый этап борьбы против допуска в ЕС незаконных мигрантов. Тем более что в 2023 году Европейское агентство по вопросам предоставления убежища зарегистрировало около 1,1 млн заявлений — максимум за последние семь лет.
Полный список тех, кто поддержал инициативу Рима и Праги, пока обнародован не был, однако ранее в европейской прессе уже мелькали сообщения, что идея миграционного аутсорсинга пришлась по вкусу, в частности, Дании, Австрии, Нидерландам и балтийским странам.
И конечно же, Венгрии, чей премьер Виктор Орбан еще в октябре жаловался на то, что Евросоюз «юридически изнасиловал» Будапешт и Варшаву, заставив их принять новые правила распределения нелегальных мигрантов. Под этим, в частности, подразумевался механизм «обязательной солидарности», дающей стране право не принимать у себя мигрантов из перегруженных ими других стран ЕС, но с обязательством «откупаться» от этого за счет обязательной финансовой и другой помощи тем, кто предоставляет убежище беженцам.
Как сообщили в МВД Чехии, сторонники идеи миграционных пактов с третьими странами рассчитывают, что их предложения включат в программу новой Еврокомиссии сразу после июньских выборов в Европарламент. При этом Венгрия, чаще всех вставляющая палки в колеса общеевропейским затеям, на этот раз может выступить локомотивом инициативы. С 1 июля к стране переходит полугодовое председательство в ЕС, и, как заявил на днях политический советник венгерского премьера Балаж Орбан, «внешнее измерение миграции является одной из областей, где расстояние между позициями Венгрии и комиссии (имеется в виду ЕК.— “Ъ”) не так велико».
Сделка сделке рознь
Каким именно странам будет предложено принять стремящихся в ЕС мигрантов, пока точно неизвестно. Однако несколько неназванных европейских дипломатов уже признали: в первую очередь для заключения потенциальных сделок по предоставлению убежища Брюссель намерен обратиться к «ближайшим соседям», а именно странам Северной Африки.
Напомним, что ранее ЕС уже привлек несколько стран этого региона, в частности Тунис, Мавританию и Египет, к сотрудничеству в противодействии нелегальной миграции. Правда, акцент был сделан на том, чтобы сделать сами эти страны — за счет европейских инвестиций — более экономически привлекательными для жизни и тем самым минимизировать стремление местного населения и обретающихся там мигрантов из других африканских стран перебираться в Европу.
Примечательно, что наибольший энтузиазм нынешнее стремление ЕС договориться с Африкой еще и об отправке туда мигрантов вызвало в Великобритании, которая первая пошла этим путем. Британские СМИ дружно сочли, что в Евросоюзе воодушевились именно примером Лондона.
Однако в самом ЕС особо отметили, что предлагаемые миграционные пакты с третьими странами ни в коем случае не должны быть схожи со сделкой между Великобританией и Руандой.
В Брюсселе предложили взять за образец для подражания соглашение, которое в феврале этого года одобрили парламенты Италии и Албании.
Эта первая в своем роде договоренность отдельной страны ЕС об «офшорной» обработке заявлений о предоставлении убежища предполагает, что мигранты, перехваченные в море при попытке добраться до Италии, будут отправлены в два центра содержания в Албании. Ожидается, что после того, как эта схема заработает в полную силу, в эту страну начнут переправлять около 3 тыс. мигрантов в месяц. При этом такие категории беженцев, как пожилые, дети, беременные женщины, а также люди, спасенные кораблями неправительственных организаций, и те, кто успел высадиться непосредственно на итальянской земле, будут выведены за рамки этой схемы.
Но главное: если в итоге заявление на убежище в Италии будет рассмотрено с позитивным результатом, мигранты будут переселены в Италию. Если же нет — Рим возьмет на себя организацию их депортации на родину.
Британский же план представляет собой прямую схему депортации, причем уже после того, как просители убежища физически достигли берегов Великобритании. Кроме того, все нелегалы, доставленные в Руанду, будут автоматически лишены возможности переселения в Великобританию, что вынудит их либо просить убежища в самой Руанде, либо добровольно возвращаться на родину.
Неудивительно, что в своем письме Еврокомиссии 19 стран предпочли четко дистанцироваться от руандийского плана британцев, подчеркнув свою приверженность европейскому законодательству в области прав человека.