Северная Македония отделяется от Евросоюза
Власти республики не хотят использовать ее новое название
Уже в первые дни после смены власти в Северной Македонии подтвердились опасения, что ее интеграция в ЕС может быть приостановлена. Руководство Евросоюза, а также Греция и Болгария крайне негативно отреагировали на использование новыми властями республики прежнего названия — Македония, расценив это как провокацию и нарушение договоренностей. Македонские эксперты предупреждают об угрозе «серьезных последствий». С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Евроинтеграция Северной Македонии оказалась под угрозой буквально в первые часы новой власти. 12 мая избранная президентом Гордана Силяновска-Давкова при принесении присяги в парламенте поклялась «защищать суверенитет, территориальную целостность и независимость Македонии». Тот факт, что президент употребила старое, а не новое конституционное название страны — Северная Македония, вызвал мгновенную и бурную реакцию соседей и руководства Евросоюза.
Первой отреагировала находившаяся в зале парламента посол Греции София Филиппидоу — она демонстративно покинула дипломатическую ложу. Затем откликнулась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Вдогонку уже отправленной госпоже Селяновской-Давковой телеграмме с поздравлениями по случаю вступления в должность глава Еврокомиссии предупредила в соцсетях, что «для успешного продолжения пути Северной Македонии в ЕС самым важным является проведение реформ и полное уважение договорных обязательств, включая Преспанский договор (с Грецией о новом названии страны.— “Ъ”)».
Тем временем греческий премьер Кириакос Мицотакис назвал поступок нового македонского президента «незаконным, непозволительным, провокационным». Он заверил, что Афины «не станут терпеть новые подобные просчеты руководства Северной Македонии», и предупредил:
«Всякий прогресс в двусторонних отношениях, всякий шаг Скопье к Европе зависит от искреннего выполнения договоров, от честного использования конституционного названия соседней страны».
В том же ключе высказались президент Болгарии Румен Радев и премьер-министр страны Димитр Главчев. «Европейская перспектива Северной Македонии зависит от неукоснительной реализации международных договоров и одобренных Европейским советом в 2022 году условий для переговоров, которые не будут пересмотрены»,— заявил, в частности, господин Радев.
Согласно одобренной летом 2022 года формуле разрешения спора между Скопье и Софией, Северной Македонии предстоит внести положение о болгарском нацменьшинстве в конституцию. Для этого нужно согласие президента и квалифицированное большинство в парламенте — голоса 80 депутатов из 120. Лидеры же пришедшей к власти в Скопье умеренной националистической партии ВМРО-ДПМНЕ не раз повторяли, что «никогда не поддержат включение болгар в конституцию».
Однако даже столь жесткая реакция и недвусмысленные предупреждения со стороны руководства ЕС и соседей не привели к корректировке позиции новых властей Северной Македонии.
В своей предвыборной программе «Македония вернула чувство гордости» новоизбранный президент писала, что «соглашение с Грецией — открытый вопрос» и в своих обращениях она не станет использовать в названии страны определение «северная».
На этой неделе в администрации нового македонского президента и в руководстве ВМРО-ДПМНЕ заявили, что Гордана Силяновска-Давкова и члены партии, которая вскоре возглавит правительство, имеют право в публичных выступлениях называть свою страну «Македония». В служебном же использовании они готовы употреблять конституционное название страны, как это и закреплено в международных договорах.
Впрочем, ЕС и соседние с Северной Македонией страны с таким подходом вряд ли согласятся. Поэтому македонские эксперты уже предупреждают новые власти республики о серьезных негативных последствиях. «Конституция — не самообслуживание и не супермаркет, где что мне нравится — принимаю, а что нет — отбрасываю,— говорит македонский политолог Петар Арсовский.— Если (власти.— “Ъ”) не будут соблюдать договоры и конституцию, в которых название страны — Северная Македония, евроинтеграция окажется под вопросом. Все заявления политиков имеют последствия».