Трамваям дали срок
В Саратове закончат реконструкцию трех маршрутов электротранспорта к концу года
Реконструкция трамвайных путей в Саратове завершится к концу декабря 2024 года. Подрядчик на реконструкции одной из линий — «ФракДжет-Строй» — только что вернулся на объект после заключения мирового соглашения с заказчиком. Эксперты отмечают, что срыв сроков — общее место для таких проектов, но конечный результат стоит терпения.
Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин рассказал в личном Telegram-канале о ходе реконструкции трамвайной сети регцентра. Завершить работы на трех маршрутах планируют до конца 2024 года.
«Это масштабный, грандиозный проект для Саратовской области. Здесь совершенно другие скоростные характеристики у подвижного состава, здесь и новый состав, бесшумное движение, которое должно быть организовано»,— подчеркнул глава региона. Отметим, двигаться новые составы будут по-прежнему. Изначально проект назвали «скоростным трамваем», но выяснилось, что дорожная сеть города не приспособлена для него. Вагоны смогут ходить с большей скоростью, чем раньше, только на нескольких участках.
Господин Бусаргин рассказал, что в город уже поступили шесть новых трамваев, закупят еще 15 — они должны прийти в этом году. Следующий конкурс на поставку восьми двухсекционных вагонов планируют объявить в начале лета. Вчера же чиновник проинспектировал стройплощадки.
«Здесь был допущен целый ряд ошибок, из-за которых сроки значительно увеличились. Это и серьезные недочеты в проектной документации, и позиция заказчика в лице ООО „СГЭТ“, и безответственность должностных лиц, курировавших реализацию проекта», — прокомментировал губернатор ситуацию на девятом маршруте. Напомним, с московским ООО «ФракДжет-Строй» расторгли договор после того, как документарная готовность объекта оказалась нулевой. Компания обратилась в Арбитражный суд Саратовской области, где власти пошли на мировую.
«Чтобы выполнять конструктивную часть земполотна, мы должны получить проектно-сметную документацию на данные разделы. Когда она будет получена, тогда у подрядчика появится возможность (продолжить — „Ъ“) с учетом мирового соглашения, которое мы заключили в начале мая»,— объяснил господин Бусаргин. Он поинтересовался у регионального экс-министра транспорта и дорожного хозяйства (ведомство поделили на два министерства, но пока не утвердили состав и руководство) Алексея Петаева и представителей подрядчика, удастся ли приступить к работам с 1 июня и сдать их в срок — к 1 декабря. Чиновник получил два подтверждения. Личную ответственность за проект губернатор возложил на бывшего министра, статус которого на данный момент неизвестен.
«В первую очередь, чтобы приступить к отсыпке земполотна, со следующей недели выходим на дренаж. Прокладываем дренаж и планомерно уже отсыпаем полотно проектной отметки: песок, щебень, дальше монтаж шпал, сварка рельсов. Срок 1 декабря мы однозначно подтверждаем. Планируем пробный пуск пораньше — до конца сентября», — заверили чиновников представители подрядчика.
На восьмом и шестом маршрутах работает московское ООО «СП «Транстоннельстрой». Эта же компания занимается реконструкцией столичной трамвайной сети. Сегодня на «восьмерке» уложили уже порядка 3 км рельсов, что составляет больше 40% маршрута.
«Погода позволяет наращивать темпы. Думаю, в августе верхнее строение пути будет готово, с этой задачей мы справимся. Касательно контактной сети тоже поручение выполнено. Подтверждающее письмо от завода-изготовителя получено: до сентября тяговая подстанция на маршрут № 8 будет поставлена», — отчитался чиновникам представитель подрядчика. Он уточнил, что необходимая для организации бесшумного движения трамваев контактная сварка Т62 прибудет на стройплощадку в течение 10 дней.
На шестом маршруте, уточнил подрядчик, произошла задержка из-за погоды. К 1 июня на объект дополнительно направят еще 50 человек. «Шестерку» и «восьмерку» планируют сдать одновременно.
Реконструкция саратовских трамвайных путей стартовала в мае прошлого года. Первым к работам приступил подрядчик «девятки». На еще двух маршрутах работы начались в июле. В будущем предстоит реконструировать линию маршрута № 3. Из-за проблем с реализацией проекта в конце 2023 года поста лишился заместитель председателя регионального правительства Павел Мигачев.
Исполнительный директор Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Владимир Федоров объяснил «Ъ — Средняя Волга», что залог качественного результата — надлежащий контроль. «Реконструировать в городе дорогу очень сложно, трамвайные пути еще сложнее. Сейчас в России только формируется пул проектировщиков и подрядчиков, которые способны что-то делать быстро и в больших объемах. Например, в Нижнем Новгороде работает компания из Санкт-Петербурга. Она заработала хорошую репутацию именно в Северной столице, где сначала выполняла работы только на одном участке, а потом фактически завершала весь проект, так как остальные оказались неспособны выдерживать темп и надлежащее качество»,— рассказал собеседник.
Владимир Федоров отметил, что срыв сроков — общая проблема для всех трамвайных проектов современности. «Расторгали договор, значит жестко следят за производством работ. Но, конечно, в проекте могут быть ошибки. Например, выявленные только в ходе работ подземные сети. Единственный плюс концессий, который я вижу, — в них проще оперативно внести изменения и согласовать их»,— полагает собеседник.
«Я стараюсь следить за тем, что происходит в Саратове. Мы постоянно делаем обзоры для нашей ассоциации. Да, были опасения: тут работы встали, там встали в прошлом году. Знаю, что Вячеслав Володин (спикер Госдумы — „Ъ“) приезжал и лично контролировал ход работ. В Санкт-Петербурге аналогичный трамвайный проект контролировал лично вице-губернатор города. Были ежедневные и еженедельные оперативные совещания. Я как советник вице-губернатора шесть дней в неделю в восемь утра начинал свой рабочий день на стройке. Обходы и контроль производства работ по всей трассе. Координация владельцев подземных сетей, оперативные корректировки. Думаю, в Саратове тоже получится. Жители, конечно, испытывают сейчас неудобства, переживают. Но, я уверен, что результат должен порадовать жителей, будет намного лучше, чем было»,— считает эксперт.
Владимир Федоров заметил, что без обустройства выделенной линии и приспособления к ней дорожной сети, системы управления светофорами полноценный скоростной трамвай запустить не удастся, но в целом вагоны будут ходить всё равно быстрее. «В Таганроге власти оказались не готовы обеспечить полное обособление трамвайных путей. Там большое количество столкновений на путях с другим транспортом, постоянные задержки движения. Водители машин не привыкли, что трамвай двигается быстрее и его надо пропускать. Думаю, в Саратове тоже могут возникнуть подобные проблемы, но решить их возможно, если принимать оперативные управленческие решения»,— резюмировал эксперт.