Ни слова пацана
Евгения Милова о светских событиях недели
На прошлой светской неделе под майским солнышком расцвели все цветы. Вечера при желании могли стать очень насыщенными. Одних только премий вручалось две! А это самый поредевший в последние пару лет светский жанр, если говорить о достойных. Неожиданно, что обе премии новенькие — вручались всего-то второй раз. Сначала размялись премией гильдии кастинг-директоров, а спустя пару дней вручили солидную, при поддержке ВТБ и Mercury, премию Художественного театра.
«Я теперь знаю, кого надо нанимать приглашать гостей, чтобы была потрясающая явка!» — сообщил Александр Цыпкин, который вручал одну из наградных статуэток в виде софита. Действительно, кастинг-директора — люди не сильно известные за пределами съемочных процессов. По тому, как смущались представители гильдии, позируя в этот вечер фотографам, было видно — это не их рутина. Однако приглашение именно этой гильдии не посмели отринуть не только напрямую зависимые актеры, но и режиссеры и продюсеры: будь то Клим Шипенко, Жора Крыжовников, Алексей Киселев или Гевонд Андреасян. Сценарист, продюсер и режиссер Алексей Нужный и вовсе лично вел церемонию. Словом, сбор тут был получше, чем в иной год на «Золотом орле».
До начала церемонии кто-то из гостей выразил надежду на то, что сейчас в моде короткие церемонии. Но эта молодая премия еще сама себе не надоела, поэтому здесь были все традиционные элементы: ведущий, новая пара вручающих для каждой номинации, выход победителей на сцену. И все очень хотели показать себя с лучшей стороны, то есть многословно. Некоторые пытались пересказать всю историю своих отношений с кастинг-директорами. Впрочем, это все не порок, главное, от чистого сердца. Единственную настоящую ошибку совершил победитель в номинации «Дебют» актер Слава Копейкин из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Мало того что он не пришел на церемонию лично, так еще и в видеообращении сообщил, что передает награду коллеге по сериалу Рузилю Минекаеву: «Тем более у него сегодня день рождения». Тут надо отметить, господин Минекаев, хотя и тоже дебютант, был номинирован на «взрослую» номинацию «Лучшая мужская роль», и такой отеческий жест господина Копейкина выглядел по отношению к нему не очень-то корректно. Ну и кастинг-директора наверняка всей гильдией запомнили, как небрежно он отнесся к их награде.
К наградам от МХТ все отнеслись максимально серьезно. Здесь был принципиально иной уровень драматургии, постановки и спецэффектов, но и бюджет тоже. Чего стоит выезд на сцену Константина Хабенского на операторской тележке: «Когда что-то делаешь во второй раз, у людей появляется ощущение, что для тебя это важно. Поверьте, так оно и есть!» — сообщил он зрителям, среди которых были Владимир Толстой, Михаил Задорнов, Дарья и Антон Златопольские, Татьяна Навка, Алексей Фурсин, Алексей Гореславский. Премия адресована деятелям культуры до 35 лет. Тут тоже говорили немало, но только те, кому это было дозволено. Видеообращения с напутствиями записали министр культуры Ольга Любимова, а также мэтры культуры Нина Терентьева, Александр Адабашьян, Владимир Мартынов и Андрей Кончаловский. Последний говорил, что самая большая смелость для режиссера — признаться, что он чего-то не понимает.
Остальные выступавшие в основном делали упор на то, что призы надо получать вовремя и что время быстротечно. Например, Анна Меликян припомнила премию «Триумф», которую сама получала как подающий надежды режиссер совсем вроде бы недавно (в 2007 году). Награду из ее рук принимал сопродюсер сериала «Слово пацана…» Федор Бондарчук. Не за себя, за Рузиля Минекаева, который вторую за неделю церемонию посетить уже не успевал. «Хожу теперь за ними, как привязанный»,— посетовал господин Бондарчук на безудержный успех сериала. В целом его речь была такой продолжительной, что госпожа Меликян уже почти роняла нелегкую в физическом смысле награду.
И все-таки, несмотря на половодье слов этих двух артистических церемоний, ни на одной из них не было ни звука о режиссере Евгении Беркович и драматурге Светлане Петрийчук. Слушание их дела в суде проходило теми же днями. Например, получавшая награду гильдии кастинг-директоров в номинации «Лучшая женская роль» актриса Мариэтта Цигаль-Полищук приехала в Театр на Бронной буквально из Второго западного окружного военного суда. Там она показала, что действительно играла в спектакле «Финист Ясный Сокол» роль девушки, поддавшейся вербовке террористов (см. “Ъ” от 21 мая). Однако со сцены она лишь посетовала на то, что пришла за наградой без красной помады. В руках худрука МХТ была, допустим, номинация «Без комментариев». Думаю, еще лет шесть назад она бы без комментариев досталась тем, кому нужна поддержка коллег. Но ее присудили фигуристу Роману Костомарову, чей личный подвиг, безусловно, невозможно переоценить. Как принято в этом месяце говорить в интернете: «100% понимания, 0% осуждения» — глядя на тех же Беркович и Петрийчук, трудно ждать от кого-то не то что слов, но даже футболки с портретом (активно применялись еще в 2018 году, когда голодовку держал заключенный режиссер Олег Сенцов) или более завуалированных намеков. Без толку подмигивать о том, что тебя удерживают, перед теми, кого тоже удерживают — хотя так и не скажешь.