Провинция с доставкой
Онлайн-заказы продуктов растут в регионах
За первые три месяца 2024 года рынок доставки продуктов и товаров повседневного спроса вырос на 55% год к году, до 310 млрд руб. Это стало возможным не за счет Москвы и крупных городов в европейской части России, где уже наблюдается насыщение предложения, а за счет регионов, например Сибири и Дальнего Востока, где с начала этого года начала активно развиваться онлайн-доставка. Эксперты ожидают, что по итогам текущего года еще возможен рост рынка, но затем темпы будут постепенно замедляться.
В январе—марте рынок онлайн-продаж продовольственных товаров (e-grocery) вырос на 55% год к году, до 310 млрд руб., следует из обзора Infoline, который есть у “Ъ”. Почти похожие данные и у Data Insight, по версии которой этот сегмент в первом квартале вырос на 40% в заказах, до 185 млн, и на 58% в деньгах, до 293 млрд руб. При этом доля онлайн-продаж в общем объеме розничных продаж пока остается небольшой — 5,2%, хотя показатель в январе—марте оказался на 1,3 процентного пункта выше, чем годом ранее, отмечают в Infoline.
В начале года стал явно проявляться тренд на опережающее развитие онлайн-продаж в регионах, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Это связано с эффектом низкой базы и частично с ростом доходов потребителей в ряде регионов, поясняют в сети «Азбука вкуса».
Крупные игроки сегмента из-за начавшегося замедления в Москве роста рынка онлайн-доставки FMCG (товаров повседневного спроса) стали наращивать плотность заказов в регионах и продолжали экспансию в новые города, добавляет господин Бурмистров.
Эксперт приводит в пример сеть «Магнит», у которой уже 80% онлайн-заказов приходится на регионы за пределами Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Заметно сегмент e-grocery сейчас растет в Сибири и на Дальнем Востоке, отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. В Москве и Санкт-Петербурге объемы онлайн-продаж продуктов в первом квартале год к году увеличились только на 30%, а в регионах Сибири, Дальнего Востока — в несколько раз, соглашается президент АКИТ Артем Соколов. В «Ленте» также заметили увеличение интереса к доставке на Урале и говорят о насыщении рынка Москвы и Санкт-Петербурга.
Сейчас в регионах стоимость привлечения новых клиентов значительно ниже, поэтому туда и перемещается фокус роста рынка e-grocery, считает старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова. По словам госпожи Пашковой, в Москве и крупных городах практически все покупатели, пользующиеся онлайн-заказами, плотно взаимодействуют с действующими сервисами доставки, и, чтобы привлечь новых пользователей, игрокам рынка приходится «переманивать их от конкурентов».
До пандемии покупатели заказывали онлайн продукты редко, в основном впрок и на крупные суммы, но сейчас переключились на регулярные покупки, напоминает директор по брендам и коммуникациям «Самоката» Лиза Эмерт.
В начале года ситуация на рынке несколько изменилась — теперь, по словам Михаила Бурмистрова, начинает преобладать экспресс-доставка до двух часов, хотя до этого покупатели заказывали онлайн продукты впрок и самовывозом. В «Сбермаркете», к примеру, каждый второй заказ — с экспресс-доставкой до 30 минут, говорит директор по маркетингу сервиса Ольга Макарова. Другие игроки рынка тоже стали создавать сервисы для более быстрой доставки популярных товаров повседневного спроса, как, например, Ozon, запустивший недавно такую услугу (см. “Ъ” от 24 апреля).
Михаил Бурмистров прогнозирует, что по итогам года в целом сегмент e-grocery вырастет на 57%, до 1,45 трлн руб. Игорь Караваев ожидает, что уже в этом году доля доставки в общем товарообороте продовольственного рынка преодолеет порог 10%. В непродовольственной рознице, включая продажи одежды и техники, этот показатель составляет около 20%, поэтому пока у FMCG достаточно высокий потенциал роста, отмечает Артем Соколов. Впрочем, коммерческий директор X5 Digital Евгений Чечеткин считает, что в ближайшие пять лет темпы роста сегмента будут плавно снижаться.