Софту готовят налоговое обновление

Будет ли эффективен сбор за использование иностранного ПО

Власти могут ввести сбор за использование иностранного ПО, такая мера поможет уравнять его с российским софтом, заявил министр цифрового развития Максут Шадаев, выступая на TAdviser SummIT. По его словам, российские компании научились жить в условиях запретов и продолжают использовать зарубежные программы. Стимулировать переход на российские аналоги можно не только экономически. «Мы обсуждаем вопрос введения определенной платы»,— заявил господин Шадаев.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Будет ли эффективной такая мера? Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий Илья Массух отметил, что еще не все ПО реально заменить: «Положительная тенденция по использованию российского софта и отказа от зарубежного есть.

Но вместе с тем достаточно много коммерческих компаний, которые не были подвержены регулированию со стороны государства, продолжают использовать зарубежные продукты. Так мало того, они еще его сейчас называют "трофейным" и за него не платят.

Это соблазнительная история для некоторых структур. Вместе с тем вышел указ президента о национальных целях развития Россия, по которому 80% организаций вне зависимости от формы собственности должны перейти на отечественный софт в части общесистемного и управленческого ПО. Кроме того, сама тенденция в стране уже набрала силу с точки зрения использования российской продукции. Если найдется механизм, то, наверное, этот сбор в том числе стимулирует переход на отечественный софт. Во всяком случае, мы уйдем от этой "трофейной" истории. Но, естественно, надо смотреть по классам, в которых есть несколько российских полноценных аналогов».

Сбор за использование иностранного софта фактически легализует пиратство, уверен основатель компании «МойОфис» Дмитрий Комиссаров. Бизнес, по его мнению, предпочтет платить государству, продолжая использовать иностранное ПО: «Что говорит бизнес последние лет пять или восемь? Что когда-нибудь все рассосется и вернется на круги своя. Зачем нам переходить на российское ПО, если все равно мы потом останемся на западном? И с этой точки зрения существует две проблемы.

Первая: подобная мера — это палка в колеса российскому производителю. Вторая — это то, что есть ПО, которое не обслуживается. Вот сейчас все обсуждают CDEK, который, если мы правильно оцениваем, получил шифровальщик. Насколько я помню, по оценке "Лаборатории Касперского", 70% взломов происходит при переходе документов и их открытии с помощью Microsoft Office. Незащищенный Office — это практически полная гарантия, что открытый "зараженный" файл приведет к взлому».

Летом 2023-го аналогичную идею озвучивал премьер-министр Михаил Мишустин. Собранные средства, по его словам, можно было бы направить на поддержку российских разработчиков. Против выступал председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов. Он отмечал, что бизнес хоть и не платит правообладателям за иностранный софт, но при этом тратит не меньшие деньги на разработку собственных программ, а грантов при этом не хватает.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Корякин

Вся лента