«Нам еще десятилетиями осваивать ту территорию, которая у нас есть, те богатства, которые у нас есть»

Прямая речь

Последние два года власти страны стараются переориентировать экономический и политический векторы сотрудничества на Восток. Однако идея многополярности мира, которую продвигает руководство страны, подразумевает сотрудничество с несколькими точками роста. Business Guide обратился к читателям с вопросом: «Куда еще можно ориентировать бизнес и политику?»

Евгений Барановский, заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству и ЖКХ:

— Куда еще можно ориентировать бизнес и политику? В себя, вовнутрь, в наших детей, в наши производства. Мы рады и открыты инвестициям с Востока, но прежде всего ориентируемся на собственный спрос. Даже с точки зрения логистики строительному комплексу интереснее развивать региональные рынки, ведь Ленинградская область с каждым годом наращивает объемы ввода жилья и социальной инфраструктуры. Конечно, часть материалов мы импортозамещаем из братских республик или Китая, однако именно санкции и сильный запрос на продукт внутри страны помогли нам найти отечественные решения, на которые долгое время редко обращали внимание.

Виталий Свидовский, соучредитель ГК «Теремок»:

— Для обеспечения устойчивого развития бизнеса мы делаем акцент на внутренний рынок, что позволяет нам адаптироваться к текущим экономическим условиям и минимизировать риски. Это касается и нашей работы с партнерами. Сейчас мы уже на 95% перешли на отечественных поставщиков продуктов. Исключение составляют лишь рыба, которую мы импортируем из Чили, и некоторые виды овощей и салатов, которые поступают из Ирана в зимний период.

Дмитрий Ялов, заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности:

— Восток — этот очень объемное понятие, и для нас есть неплохо изученные направления, такие как Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие страны Ближнего Востока, куда мы отправляем бизнес-миссии, имеющие реальную отдачу, увеличиваем экспортные поставки продукции химической, пищевой, строительной отраслей. Есть страны Африки, где мы видим большие перспективы сотрудничества, где есть потребность именно в продукции наших предприятий, но там есть сложности с платежеспособностью. Конечно, экспорт в Китай — это отдельный предмет для разговора, он очень привлекателен, но пока носит скорее сырьевой характер. Юго-Восточная Азия — очень неоднородна, рынки сильно разнятся, и наша задача — найти способы работы с каждым из них. Ленинградской области, исторически ориентированной на европейские страны, конечно, тяжелее дается разворот на Восток, чем, скажем, нашему Дальнему Востоку, который изначально работал с Юго-Восточной Азией. Но наш бизнес оказался чрезвычайно устойчивым, руки не опустил и довольно успешно перестраивает цепочки поставок и логистику по новым направлениям.

Андрей Скорочкин, генеральный директор компании «Рексофт Консалтинг»:

— Для IT-бизнеса вход на рынки Китая и Индии достаточно сложен из-за традиционной внутренней закрытости. Правильнее ориентироваться на регион ЮВА, на такие страны, как Индонезия и Таиланд, где порог входа существенно ниже. Также для российского IT привлекательны страны Персидского залива, которые демонстрируют открытость инновациям, цифровизации во всех сферах и готовы работать с российскими технологиями. В отличие от африканских государств, страны Персидского залива относительно независимы, готовы к серьезным инвестициям и умеют работать с международными вендорами. Они хорошо понимают, что в текущей мировой ситуации важно диверсифицировать вложения для увеличения технологической независимости.

Владимир Млынчик, основатель компании — производителя накопителей электроэнергии Volts:

— Россия — это самая большая по территории страна в мире. На мой взгляд, в первую очередь сконцентрироваться можно на развитии внутри страны. Нам еще десятилетиями осваивать ту территорию, которая у нас есть, те богатства, которые у нас есть. Кроме того, я считаю, что нужно ориентировать политику на привлечение талантов в страну. У нас очень мало людей на такую большую территорию. Нам нужно не только увеличивать демографию — рожать много детей, но еще и привлекать талантливые кадры со всего мира. Делать так, чтобы Россия была безопасной страной, каковой и является, чтобы сюда приезжали люди и обустраивали здесь жизнь.

Владимир Кузнецов, вице-президент Ассоциации юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству:

— Разумеется, в развитии долгосрочных партнерств в бизнесе не стоит ограничиваться только представителями восточных стран. Например, в Южной Америке, в Южной Африке, Центральной Африке и Северной Африке есть ряд дружественных России государств. Правильная стратегия —не на одно направление ориентироваться, а сконцентрироваться на создании устойчивых деловых связей на всех континентах с выгодой для всех участвующих в этом сторон. Точки роста для бизнеса в России сейчас заключаются в анализе внутренней ситуации и установлении сбалансированных взаимоотношений регионов друг с другом, а также в совершенствовании налоговой политики в стране.

Анатолий Вожов, заместитель председателя правления ПАО «Росдорбанк»:

— Политические связи с Востоком у России складывались благожелательно еще с советских времен. Другое дело было с экономикой. Китай двадцать лет назад и сейчас — это совершенно разные экономики. В начале «нулевых» он просто не мог закрывать требуемые нам импортные позиции из-за отсутствия технологий и низкого качества. А сегодня США и страны ЕС не выдерживают конкуренции с китайскими электромобилями. Так что переориентация импорта на Восток для нас просто выгоднее. В части экспорта картина, конечно, больше складывается под влиянием политики. Но и здесь надо иметь в виду, что странам — торговым партнерам невыгодны большие дисбалансы в торговле. У тех же США внешняя торговля с Мексикой и Канадой в общем сбалансированна.

Андрей Хлутков, директор Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук:

— Основными точками политического и экономического роста для России, помимо Востока, сегодня, без сомнения, являются страны контура БРИКС: Латинская Америка, Африка и Индия. Эти международные участники, с одной стороны, обладают перспективными экономическими рынками, а с другой — политической волей и желанием построить честный многополярный мир равных возможностей. Последнее особенно важно в контексте технических ограничений, связанных со сложностями осуществления взаиморасчетов, что влечет за собой большую предварительную работу по созданию альтернативной системы, позволяющей свободно реализовывать все необходимые хозяйственные операции.

Андрей Завадских, СЕО банка «Точка»:

— Зачастую привлекательными рынками становятся те страны, которые переживают период позитивной трансформации в обществе и экономике, а также имеющие значительную долю молодого населения. Считаю, что сейчас Узбекистан становится ярким примером таких изменений в СНГ. Кроме того, уже давно наблюдается интерес со стороны российского бизнеса к странам Латинской Америки, некоторым странам Африки и странам Персидского залива, и он продолжает расти. Также сложным, но обладающим огромным потенциалом является рынок Индии.

Александр Кравцов, управляющий партнер ГК Fizika Development:

— Бизнес прежде всего ориентируется на выгоду, и сегодня он действительно ориентирован на Восток: китайские автомобили заполнили улицы, санкционные товары приходят в Россию через страны, скажем, Глобального Юга, а инженерию и оборудование для строительства мы теперь заказываем в Азии. При этом эти товары, без тени лукавства, ничуть не уступают по качеству европейским аналогам, а иногда и превосходят их.

Однако мы не видим остановки, скажем так, каких-то процессов глобального мира. Часть западных компаний продолжает работать в России, их продукты (прежде всего — технологические) — доступны для использования, а российские бренды, наоборот, активно ведут внешнюю экспансию. Как девелопер могу сказать, что за последние два года на рынки строительства стран СНГ, Западных Балкан, ОАЭ, Таиланда и Индонезии вышло несколько российских застройщиков.

Юрий Грудин, генеральный директор компании Formula City:

— Активное развитие сотрудничества в восточном направлении никак не противоречит, на мой взгляд, многополярности мира. Экономика, безусловно, находится под влиянием политики, но в то же время играет решающую роль в принятии любых политических решений. У нашего бизнеса сейчас столько возможностей, столько направлений для развития даже внутри страны, что основной задачей является распределение ресурсов: кадров, материалов, производственных мощностей. Мы можем создавать новые возможности, которые в будущем могут стать причиной появления как раз совершенно новых партнерств и векторов развития сотрудничества.

Денис Лактионов, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент Адвокатской палаты Ленинградской области:

— Наиболее быстрорастущие экономики мира — это африканские страны, основные — Египет, Нигерия и Южная Африка. Мы привыкли считать ЮАР экспортером полезных ископаемых, сегодня же это информационные технологии, как бы это удивительно ни звучало, и это направление считается привлекательным для бизнеса. Также наблюдается активная работа с Бразилией в области АПК. Но Бразилия относится к романо-германской правовой системе, которая нам понятнее, в отличие от ЮАР, где действует смешанная система, сочетающая романо-германскую, англосаксонскую системы, а также традиционное право. Некоторые называют этот микс отдельным «африканским правом». И здесь юристам точно придется нелегко.

Виталий Коробов, генеральный директор Element Development:

— Полагаю, вся работа конкретно девелоперского бизнеса России должна быть ориентирована на внутреннего потребителя. Глава нашего государства в недавних майских указах поручил обеспечить граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. м на человека к 2030 году, а к 2036 году — не менее 38 кв. м. Сегодня этот показатель не превышает 27 кв. м. Также в списке президентских поручений — вопросы обновления жилого фонда, благоустройство общественных территорий и многое другое. Поэтому основная задача застройщиков на ближайшие годы — обеспечить соотечественников качественным жильем, достойными социальными объектами и современными общественными пространствами. И максимально закрыть «квартирный вопрос» россиян.

Василий Медведев, президент объединения «Росинкас»:

— Страны Африки и Латинской Америки — это будущие точки роста мировой экономики. Там не только молодое население, а значит, перспективные рынки, но и ментально близкие нам люди, которые так же, как и мы, ценят сильных лидеров, не прогибаемых под сиюминутные интересы политической и деловой конъюнктуры. Ценят преемственность власти, свободу не на словах, а на деле. Думаю, именно в этом направлении должны уже сейчас двигаться не только российские сырьевые гиганты, но и обрабатывающие отрасли, технологические компании. Благо, что у нас уже есть немало передовых кейсов и практик как в плане внедрения технологий, так в плане ведения социально ответственного бизнеса.

Оксана Кравцова, генеральный директор ГК «Еврострой»:

— В большей части африканских государств в последние годы весьма негативно настроены к бывшим европейским колонизаторам, одновременно с чем там снижается влияние США. На этом фоне российское правительство всячески стимулирует отечественный бизнес обратить внимание на Африку. Если говорить о других направлениях, то Латинская Америка традиционно лояльно настроена к инвестициям из России. Поэтому у российского бизнеса ориентиров для сотрудничества более чем достаточно.

Сергей Иссерс, генеральный директор компании «Русбиофарм»:

— Несколько точек роста всегда лучше, чем зависимость от одного направления. Я считаю, что у нас есть очень удачные возможности, а именно — опираться на две крупные точки, с которыми у нас налажены отношения и имеем много общего. Одна точка — это Китай и страны вокруг него, в том числе Таиланд и Индия. Вторая точка роста — это страны Ближнего Востока: ОАЭ, Иран. Тесные связи с этими регионами обеспечивают нам скорость полета и обмен. Выстраиваются взаимовыгодные отношения. Следом можно выстраивать отношения с Африкой, и это работа на дальнюю перспективу. Еще одна точка на вырост — это страны ЛАКБ. Несмотря на сложную и проамериканскую логистику, регион остается интересным и перспективным.

Михаил Даниленко, директор холдинга KMZ:

— У России, в силу ее географического положения, достаточное количество собственных точек роста: та же Арктика, к примеру. И при этом — вопрос дефицита электроэнергии, ее доступности для населения отдаленных поселков Арктической зоны. КМЗ сейчас ведет активную работу с профильными министерствами и представителями исполнительной власти на местах по разработке конкретных технических предложений на базе нашей линейки дизель-генераторов мощностью свыше 3 МВт. Развитие экономических отношений с соседними странами СНГ также не исчерпано, мы можем ожидать двукратного увеличения торгового оборота с Узбекистаном уже к 2025 году. Если говорить о мировом рынке, то как бы скептически ни относились некоторые наши с вами соотечественники к Африке и Латинской Америке, но там сейчас формируется благоприятная конъюнктура в значительном перечне отраслей экономики — от сельского хозяйства и нефтедобычи до механообработки и фармацевтики,— которой непременно нужно воспользоваться.

Вся лента