Продовольственная опасность
Сельское хозяйство
Президент России поручил к 2030 году нарастить объем производства продукции АПК на четверть к показателю 2021 года. Однако эксперты отмечают, что сегодня сельскохозяйственная отрасль испытывает ряд трудностей, требующих фундаментальной перестройки комплекса: от развития проектов импортозамещения до цифровизации, популяризации сел и фермерского бизнеса среди молодых предпринимателей.
Сегодня перед аграрно-промышленным комплексом руководством страны поставлены амбициозные задачи. По словам эксперта-аналитика торговой агроплатформы «Зерно-Агрегатор» Татьяны Баклановой, важнейшими задачами, которые предстоит решить, являются кардинальная смена условий жизни на селе и развитие культуры фермерства.
Пренебрежение истоками
Задачи не из легких, учитывая, что престиж сельскохозяйственной отрасли за последние десятилетия сильно упал. Михаил Силантьев, председатель ассоциации «Фермеры Русского Севера», убежден: проблема нашего сельского хозяйства заключается в том, что никто не хочет его рассматривать как полноценную отрасль. «До сих пор в массовом сознании сельское хозяйство — это что-то архаичное и особо ненужное производство того, без чего мы можем обойтись. Такое отношение распространено повсеместно, а с ним у нас полноценной агросферы не будет никогда»,— предупреждает он.
Советник по образовательной деятельности и направлению устойчивого развития ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр (ФИЦ) картофеля им. А. Г. Лорха» Минсельхоза России Ринат Резванов считает одной из наиболее существенных проблем, стоящих перед российским АПК, кадровый дефицит. Проблема ощущается по всем направлениям — от массовых специальностей (агрономов, зоотехников, механизаторов) и вплоть до научно-исследовательских кадров. «Если в целом по стране за последние десять лет количество исследователей сократилось на 10%, то в области сельскохозяйственных наук, по оценке РАН, сокращение составляет 33%. Достаточно сказать, что сегодня звучат откровенно крайние предложения — от использования труда заключенных до массового привлечения несовершеннолетних на полевые работы»,— обозначает ситуацию в отрасли господин Резванов.
Растениеводство тянет вниз
По мнению госпожи Баклановой, отрасль растениеводства в настоящее время из-за своей убыточности тянет вниз весь рынок АПК. В связи с катастрофическим снижением цен на зерно и ростом стоимости средств производства урожая прежде всего необходимо установление предельных цен на средства производства, а также на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для аграриев в качестве централизованной правительственной меры, считает эксперт-аналитик торговой агроплатформы «Зерно-Агрегатор». С учетом низких цен закупки готового зерна на внутреннем рынке это даст возможность аграрному сектору более справедливо функционировать и развиваться, сократит долю убыточных предприятий, которая выросла по итогам 2023 года и продолжает расти.
Кроме того, для снижения затрат на производство урожая необходимы дальнейшие поиск и внедрение методов повышения урожайности с гектара и выбор в пользу более маржинальных культур. В 2023 году в топ самых маржинальных культур, по оценке аналитиков Ruseed, вышли пшеница четвертого класса (20%), подсолнечник и соя (29%), рапс (38%). Аналитики полагают, что масличные останутся в пуле самых маржинальных культур и в 2024 году.
Взрастить семя
Руководство страны, отмечают эксперты, заинтересовано в импортозамещении семян и продвижении отечественной селекции в регионах. Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев дал понять, что нашему сельскому хозяйству сейчас не нужны привозные товарные семена. С 1 марта 2024 года все иностранные компании, работающие в России, должны предоставлять планы по локализации производства семян.
Генеральный директор ГК «Прогресс Агро» Леонид Рагозин подтверждает, что в посевную 2024 года доля семян отечественной селекции у предприятий холдинга составила 80%. «Так, мы на 100% заместили семена подсолнечника, сои, пшеницы, кормовых культур, если говорить про сахарную свеклу, то здесь нам удалось заместить 20% семян. Мы начали замещать семена сахарной свеклы еще три года назад, тогда доля семян отечественной селекции этой культуры была 5%,— приводит цифры с полей господин Рагозин. Однако, не скрывает топ-менеджер, по ряду культур все еще приходится использовать преимущественно импортные семена. В частности, доля импортных семян рапса пока составляет 100%.
По словам генерального директора АО «Щелково Агрохим» Салиса Каракотова, согласно распоряжению правительства РФ, выстроен план по импортозамещению семян, в рамках которого к 2030 году уровень самообеспечения России семенами отечественной селекции должен составить: по пшенице озимой — 95%, по яровой — 82%, по кукурузе — 77%, по сое — 75%, по рапсу — 75%.
Роман Самойлов, руководитель проектов практики «АПК и потребительский сектор» консалтинговой компании Strategy Partners (входит в структуру «Сбера»), сообщает, что, несмотря на наличие среди отечественных сортов и гибридов семян, способных конкурировать с зарубежными аналогами, в настоящий момент данные семена не пользуются спросом. Низкий уровень популярности отечественной селекции объясняется неэффективной моделью взаимодействия на рынке между научными центрами и бизнесом, где вывод новых сортов и гибридов научными центрами происходит на основании государственного заказа либо без глубокого понимания реальных потребностей ключевого потребителя этих семян. К другим причинам относятся малоэффективные методы продвижения отечественных семян ввиду недостаточного опыта отечественных производителей, несовершенная материально-техническая база, отсутствие доступа к современным технологиям.
Хайтек приглашают в АПК
Применение искусственного интеллекта и IoT (интернета вещей), БПЛА, датчиков движения техники и цифровых систем учета значительно снижает затраты на производство урожая, примерно до 40%, и отчасти решает вопрос дефицита кадров, дают оценку эксперты. С целью повышения производительности сельскохозяйственной отрасли и безопасности сельскохозяйственной продукции Минсельхоз реализует федеральный проект «Цифровое сельское хозяйство» сроком до 2030 года. Цифровизация должна обеспечить повышение эффективности отрасли в два раза в 2024 году по сравнению с 2019 годом. Планируемый объем финансирования цифровизации АПК — 50 млрд рублей до 2030 года.
Иван Петров, управляющий партнер Аналитического центра лесного и сельского хозяйства (АЦЛСХ), объясняет, что с прекращением поддержки иностранных решений на территории РФ большому удару подверглись бизнесы, которые связаны с системами автоматизации животноводства. «Большинство западных производителей и вендоров отключили поддержку своих продуктов на территории России, и те бизнесы, которые работали с автоматизацией, остались без возможности функционировать в своей нише»,— рассказал господин Петров.
В сфере растениеводства процесс замещения западных продуктов идет гораздо медленнее, большинство зарубежных систем продолжают функционировать на территории страны, и конкретно в этой сфере потребность в решениях со стороны российских производителей достаточно низкая.
«Сложность заключается в частом непонимании заказчиками пользы от внедрения цифровых решений. Крупный сельскохозяйственный бизнес уже начал работу по внедрению ПО в свои процессы, но до среднего и мелкого бизнеса эта тенденция пока что не дошла»,— констатирует эксперт АЦЛСХ.
Техника по-русски
Импортозамещение сельхозтехники также декларируется одной из важных задач, стоящих сегодня перед АПК. В Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» признают, что российские предприятия сельхозмашиностроения начали инвестировать в производство: строить цеха, обсуждать новые модельные решения. В то же время, по мнению членов ассоциации, в ближайшие годы развитие рынка будет сдерживаться пределом покупательной способности аграриев. В этой ситуации существенным подспорьем для обновления парка сельскохозяйственной техники будет развитие программ агролизинга со стороны государства.
Аналогичное мнение в отношении задачи импортозамещения сельхозтехники высказывает и Константин Бабкин, президент ассоциации «Росспецмаш»: «Развитие рынка сельхозтехники в 2024 году будет зависеть от регулирования рынка сельхозпродукции: наличия пошлин на экспорт зерна, подсолнечника и их размера. Эти пошлины влияют на цены на внутреннем рынке на продукцию сельского хозяйства. А от доходов аграриев зависят их возможности закупать технику. Также на развитие рынка будет влиять размер ключевой ставки Центробанка».
Выход в свет
Анализируя уровень импортозамещения в АПК в целом, генеральный директор ООО «Липецкое мясо» Сергей Оганов обращает внимание, что доля импорта конечных продуктов питания значительно сократилась. В основном Россия импортирует кофе и цитрусовые. Также относительно большой процент составляют морепродукты. «В целом доля импорта составляет около 20% и имеет тенденцию к снижению»,— выражает мнение аграрий.
К тому же, продолжает господин Оганов, российские сельхозпроизводители становятся все активнее на международном рынке. «Наша компания работает исключительно на экспорт в Китай. Российский агроэкспорт совокупно за 2023 год вырос на 8%, и мы ожидаем, что он будет продолжать расти»,— сказал руководитель «Липецкого мяса». Оценивая состояние отрасли, представитель бизнеса полагает, что перед сельским хозяйством в настоящее время стоят те же задачи, что и перед любой другой отраслью. «В первую очередь это подготовка и удержание кадров. Во вторую — поддержка развития частных фермерских хозяйств, особенно в удаленных регионах, налаживание логистики и обеспечение сбыта. И, конечно, обеспечение максимальной независимости от внешних факторов»,— резюмирует господин Оганов.