Платформа для уязвимых
Развитие платформенной занятости в РФ позволит увеличить вовлечение женщин в экономику
Женщины реже мужчин оказываются вовлечены в платформенную занятость — как в России, так и во всем мире. В то же время именно работа через платформы зачастую оказывается для них более подходящей с учетом графика и местоположения. Это следует из доклада Высшей школы экономики «Платформенная занятость: динамика развития и социально-экономические эффекты».
Хотя за последние два года доля россиян, участвующих в платформенной занятости, выросла, однозначных свидетельств того, что в нее достаточно активно вовлечены женщины, пока нет. В то же время именно такой вид занятости мог бы быть максимально комфортным для совмещения работы и семейных обязанностей. Об этом свидетельствуют результаты доклада «Платформенная занятость: динамика развития и социально-экономические эффекты» Института социальной политики Высшей школы экономики.
Так, как отмечают авторы доклада, низкие барьеры на вход в платформенную экономику, как и предоставляемые ею автономия и гибкость, делают платформенную занятость привлекательным форматом дополнительной занятости для работников «традиционной» экономики, а также основной занятости — для групп, уязвимых на обычных рынках труда, испытывающих трудности с поиском работы. К их числу относятся: молодые люди без опыта или с небольшим опытом работы, одинокие или многодетные родители, женщины с маленькими детьми, инвалиды и лица с ограничениями в здоровье, лица старшего возраста, включая предпенсионеров и других.
Женщины, особенно с маленькими детьми, являются одной из потенциально уязвимых с точки зрения включенности в рынок труда групп, так как необходимость выполнения семейных обязанностей зачастую ограничивает возможности их трудоустройства или же создает риск их выхода из числа экономически активного населения. Именно поэтому женщины чаще прибегают к нестандартным формам занятости, которые позволяют получить большую пространственную и временную гибкость, облегчая тем самым выполнение домашних обязанностей без риска выхода из числа экономически активного населения и потери важной с точки зрения долгосрочно устойчивости связи с рынком труда. В этих условиях платформенная занятость может служить одним из инструментов вовлечения женщин в трудовую деятельность. Неслучайно в последние годы наблюдается рост вовлеченности женщин в платформенную экономику: по данным Всемирного банка, порядка 42% всех платформенно занятых — женщины. В ЕС, по данным Еврофонда, их доля достигает порядка 38%.
В целом в России сейчас в платформенную занятость вовлечено 16% населения — за последние два года этот показатель вырос на 2 процентных пункта. Генерализация данных показывает, что численность регулярной платформенной занятости увеличилась с 3,4 млн человек в начале 2022 года до 3,7 млн человек в начале 2024 года. Таким образом, включенность российского населения в платформенную экономику, по сопоставимым опросным данным, находится на достаточно высоком по меркам других стран уровне.
Контекст
Как ранее уже писал “Ъ”, сейчас платформенная занятость в России в большей степени распространена среди городских жителей, мужчин, молодежи (и включенность в нее убывает с возрастом), а также учащихся и студентов (подробнее см. “Ъ” от 3 июня). При этом в последние два года, с одной стороны, выросло участие в ней жителей сел, с другой — ее проникновение в малые города и села меньше, чем в крупных городах. Наиболее распространенной сферой занятости среди всех, кто имел какой-либо опыт платформенной работы на момент опроса, оказались услуги репетиторства и преподавания (17% платформенных занятых), услуги в сфере информационных технологий (14,7%), а также услуги пассажирских и грузовых перевозок и курьерской доставки (суммарно 13,3%). В 2022 году в аналогичные сферы были включены 21,1%, 17,3%, и 13,7% платформенных занятых соответственно.
Средняя длительность платформенной занятости составляет десять часов в неделю (это включает как поиск заказов и клиентов на платформах, так и непосредственно выполнение работ). При этом те, кто указал платформенную занятость в качестве основной, в среднем тратили на нее 29 часов, регулярно подрабатывающие через платформы в дополнение к основной занятости — 11,3 часа, а занятые на платформах эпизодически — 4,7 часа в неделю. В этом году больше платформенных занятых стали оформлять выполненные работы официально: полностью или хотя бы частично это делают, по их словам, 54,5%, в то время как в 2022 году таким образом отвечали 51,4% работников. Основным драйвером формализации платформенной занятости, по-видимому, становится распространение самозанятости: в опросе текущего года о таком статусе сообщили более половины, в 2022 году аналогичная доля составляла лишь 34,6%. Отметим, что это соответствует тренду роста самозанятости, который фиксирует ФНС: по последним данным службы, число россиян с таким статусом превысило 10 млн. Следующий по распространенности вариант — заключение договора подряда (22,4% оформлявших работы делали так в 2024 году и 29,5% — в 2022 году), затем индивидуальное предпринимательство (16% и 15% соответственно).
По данным опроса 2024 года, наиболее популярным агрегатором для платформенной занятости в том виде, в котором ее определили авторы исследования, были «Авито Услуги» — о регистрации именно на ней сообщили почти 50% россиян, имеющих опыт платформенной занятости. Следом за ней в рейтинге популярности идут платформы, специализирующиеся на услугах такси и доставки: их используют 23,4% платформенных занятых, на третьем месте — «Яндекс Услуги» (22,8%). При этом среди всех платформенных занятых 51,6% зарегистрированы на одной платформе, 27,7% — на двух, 20,7% — на трех и более. Среди тех, для кого платформенная занятость является основной, аналогичные показатели составляют 61,6%, 20,3% и 18,1% соответственно.
В то же время за прошедшие два года соотношение мужчин и женщин в структуре платформенных занятых изменилось незначительно: доля женщин среди таких занятых увеличилась с 49% в 2022 году до 50,2% в 2024 году. При этом обозначенный рост объясняется прежде всего ростом представленности женщин среди указывающих платформенную занятость как подработку (в 2022 году женщин в этой группе было 46,3%, а в 2024 году — уже 58%), в то время как их доля среди респондентов, занятых на платформах по основному месту работы, сократилась (с 55% до 50,3% соответственно). В результате общая вовлеченность женщин в такой формат занятости по-прежнему остается ниже, чем у мужчин. В то же время именно женщинам платформенна занятость интересна больше всех. Так, максимальную готовность включаться в платформенную занятость в 2024 году продемонстрировали женщины в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком (53,1%), за ними следуют безработные (50,6%), а также болеющие или нетрудоспособные длительное время или постоянно (41,7%).
Выход на платформы во время ухода за маленькими детьми — практически единственный мотив, который распространен среди имеющих опыт платформенной занятости в целом больше, чем среди тех, для кого платформы являются основной работой. Соответствующие доли в опросе 2024 года составили 12,5% и 3,9%. Это дополнительно подчеркивает ограниченные возможности женщин с маленькими детьми выходить на традиционный рынок труда — при наличии у них потребности в заработке и желании включаться в занятость на условиях неполного графика или удаленной работы. Более низкая распространенность этой мотивации среди занятых платформенно по основной работе может свидетельствовать о том, что в данном случае платформы становятся именно временным решением, а по мере взросления детей женщины стремятся вернуться на прежнюю работу или найти позицию на традиционном рынке труда, однако на время декрета, особенно если их несколько, им важно иметь механизм легкого доступа к гибкой занятости.
Все это ставит задачу повышения инклюзивности платформенной занятости для расширения возможностей женщин. Например, как предлагают эксперты Всемирного банка, обеспечения более высокого уровня гендерной интеграции в платформенной занятости можно добиться с помощью программ обучения для женщин, включающих развитие не только цифровых навыков, но других компетенций, необходимых для предоставления им более качественных рабочих мест в платформенной занятости. В международной практике существует ряд убедительных доказательств того, что вовлечение женщин в платформенную занятость позволяет им быть более активными на рынке труда и увеличивать свой доход.