Студентам помогут стать мобильнее
Валерий Фальков рассказал сенаторам, куда движется отечественное высшее образование
Глава Минобрнауки Валерий Фальков, выступая в Совфеде, подвел первые итоги перехода на отечественную систему высшего образования. За год реализации пилотного проекта в шести вузах стала очевидной необходимость создания единого образовательного пространства для увеличения мобильности студентов и потребность в большем объеме фундаментальных дисциплин, несмотря на явную практикоориентированность программ. Отдельно господин Фальков отметил важность закрепления профильных ЕГЭ для абитуриентов педагогических вузов и развитие бесшовных программ перехода сразу на старшие курсы вуза для выпускников колледжей.
В среду глава Минобрнауки Валерий Фальков выступил в Совфеде в рамках правительственного часа, посвященного «совершенствованию отечественной системы высшего образования». Основное внимание министр уделил итогам первого года реализации пилотного проекта по внедрению новой модели высшего образования.
Напомним, в мае 2022 года Минобрнауки анонсировало отказ от так называемой Болонской системы и пообещало создать собственную уникальную модель высшего образования.
Чиновники предложили заменить систему «бакалавриат—магистратура» на два других уровня образования — базовый и специализированный высший с последующей аспирантурой. Через год в шести вузах стартовал пилотный проект по переходу на новую систему. Однако еще через год предложенные названия новых уровней исчезли из выступлений представителей ведомства. Так, уже во время выступлений кандидатов в министры нового правительства перед профильными комитетами Госдумы 12 мая господин Фальков перестал называть первый уровень базовым. Он употреблял понятие «высшее образование». Второй же уровень министр вновь начал называть «магистратурой».
Выступая перед сенаторами, господин Фальков акцентировал внимание на том, что в новой системе первая ступень — полноценный уровень, «без необходимости доучивания на следующих ступенях».
Именно поэтому называться он должен просто высшим образованием. Обучение «в один такт» стало первым и главным выводом, к которому пришли в Минобрнауки за год «пилота». Сроки обучения при этом должны быть гибкими (в зависимости от направления подготовки) и составлять от четырех до шести лет. Определять это необходимо вместе с лидирующими в своих отраслях работодателями. Решающая роль, однако, остается у государства. По словам министра, несмотря на то, что учеба в рамках бакалавриата занимала всего четыре года, выход специалиста на рынок труда замедлялся, потому что «в некоторых вузах до 70% выпускников бакалавриата шли в магистратуру и учились уже шесть лет». В новой системе, уверен министр, работодатель получит квалифицированного специалиста гораздо быстрее.
Еще одним принципиальным изменением в новой системе должно стать общее «ядро программ», то есть обязательный набор фундаментальных дисциплин, которые будут изучаться на схожих направлениях подготовки в вузах всей страны.
Это, по замыслу реформаторов, должно создать «единое, общее образовательное пространство» по всей России и повысить уровень мобильности студентов, облегчив перевод из одного вуза в другой. Тем не менее на старших курсах в расписании студентов должно появляться все больше практикоориентированных предметов, учитывающих запрос региональных работодателей. Для этого же в министерстве намерены вводить дополнительные квалификации, которые учащиеся смогут обрести параллельно с основным образованием, получая знания под потребности конкретных производств.
Размышляя об особенностях отечественной системы высшего образования, господин Фальков напомнил сенаторам, что одной из главных ее особенностей является «отраслевой характер». То есть вузы подведомственны не исключительно Минобрнауки, но и другим министерствам, а также региональным и федеральному правительствам. И эти структуры «вправе определять стратегию развития вуза, принимать кадровые решения и устанавливать показатели деятельности».
Так, в ведомстве уверены, что необходимо менять подходы к вступительным испытаниям для будущих педагогов.
«Сегодня, к сожалению, педвузы и факультеты, принимая абитуриентов на программы подготовки, например, учителей физики, химии, географии и других, могут не устанавливать ЕГЭ по соответствующим предметам»,— пожаловался господин Фальков. Действительно, по информации с сайтов педагогических вузов, для поступления, например, на географический факультет абитуриент может сдать профильную математику, а не географию. Обществознание и русский язык при этом являются обязательными. Со следующего года министр предлагает закрепить необходимость сдачи профильного предмета на ЕГЭ для будущих педагогов. В Минпросвещения, которому подведомственно большинство педвузов, инициативу пока не прокомментировали.
Также Валерий Фальков заявил о необходимости «более тесной связи между различными уровнями профессионального образования».
По его мнению, необходимо развивать возможности бесшовного перехода на старшие курсы вузов для выпускников профильных колледжей. Соответствующие изменения уже вносятся в новые федеральные образовательные стандарты высшего образования (см. “Ъ” от 22 ноября 2023 года).
Сенатор от Ленинградской области Сергей Перминов («Единая Россия») поинтересовался у главы Минобрнауки, что же «мешает реализовывать принципы новой модели в рамках действующей системы образования». Господин Фальков в ответ заявил, что проблемой являются «инерция мышления, заданные определенныеориентиры и нормативные ограничения».
В финале министр успокоил нынешних выпускников и студентов программ бакалавриата и заявил, что даже после полного перехода на новую систему у них не будет «никаких сложностей» и они смогут спокойно продолжать обучение и устраиваться на работу.