Анархистов объединили в террористическое сообщество
Дело о подготовке в Тюмени взрыва у ТЭЦ рассматривает военный суд
Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге приступил к рассмотрению по существу уголовного дела Никиты Олейника, Дениза Айдына, Данила Чертыкова и Юрия Незнамова, обвиняемых в участии в террористическом сообществе АНВ («Авангард народная воля») и подготовке взрыва у ТЭЦ-2 в Тюмени. По версии следствия, целью сообщества было совершение терактов на территории нескольких российских регионов. Из всех подсудимых признал вину, да и то частично, лишь Дениз Айдын. Адвокаты заявляют, что на фигурантов после задержания оказывалось физическое воздействие.
В четверг, 6 июня, Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге в составе коллегии из трех судей приступил к рассмотрению по существу уголовного дела Никиты Олейника из Сургута, Дениза Айдына из Тюмени, Данила Чертыкова и Юрия Незнамова из Екатеринбурга.
Им было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 221.1 УК РФ (незаконное хранение и перевозка взрывчатых веществ организованной группой), ч. 3 ст. 223.1 УК РФ (незаконное изготовление взрывчатых веществ организованной группой), ч. 1 ст. 30 и п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ (приготовление к террористическому акту организованной группой), ч. 3 ст. 223.1 (незаконное изготовление взрывчатых веществ организованной группой).
Кроме того, Олейнику инкриминируется создание террористического сообщества (ч. 1 ст. 205.4 РФ), а остальным — участие в нем (ч. 2 ст. 205.4 УК РФ). Данилу Чертыкову дополнительно предъявлено обвинение в незаконном хранении и сбыте сильнодействующих веществ (ч. 1 ст. 234 УК РФ), Денизу Айдыну в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью из хулиганских убеждений с применением оружия (п. «д», п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ).
По версии следствия, террористическое сообщество «Авангард народная воля» (АНВ) из шести человек действовало в период с 2021 по 2022 год. Его целью было совершение терактов на территориях Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской и Свердловской областей.
Создал сообщество, по материалам дела, Никита Олейник, «являясь противником госвласти и действующего конституционного строя, придерживаясь идеологии анархизма». Не позднее марта 2022 года он вместе с Романом Паклиным разработал манифест «Концепция авангард народной воли», который предназначался «для укрепления связи» между участниками террористического сообщества. В августе того же года сообщники разработали методические рекомендации «Амуниция», «Взрывное дело» и «Инженерное дело».
Следствие считает, что действия участников сообщества были направлены на дестабилизацию деятельности органов госвласти России, целью были здания и помещения правительственных органов, а также объекты железнодорожной структуры.
С марта 2022 года Никита Олейник проводил «конспирологические собрания» с участниками сообщества на территории Сургута и Тюмени, поясняя цели и задачи, направленные на «дестабилизацию госвласти Российской Федерации». Кирилл Брик и Дениз Айдын делились с остальными членами сообщества навыками по изготовлению взрывчатых веществ, в июле 2022 года они провели в лесу Сургута демонстрацию изготовленной взрывчатки.
В 2022 году в Тюмени по указанию Никиты Олейника Кирилл Брик и Дениз Айдын, изучив инструкцию, найденную в интернете, изготовили «смесовое самодельное вещество», пригодное для производства взрыва, а также два самодельных взрывных устройства.
В 2022 году участники группы планировали испытать взрывное устройство в районе ТЭЦ-2 в Тюмени, но не успели. 31 августа 2022 года их задержали, а взрывчатое вещество было изъято.
По версии следствия, роли в АНВ распределялись так: Никита Олейник организовывал конспиративные встречи, разрабатывал меры конспирации и принимал решения о планировании преступной деятельности. Роман Паклин проводил идеологические беседы об анархизме с участниками террористического сообщества, разрабатывал методические рекомендации. Кирилл Брик и Дениз Айдын приобретали компоненты для самодельных взрывчатых веществ, изготавливали взрывчатку, совместно проводили испытания. Дениз Айдын также обвиняется в том, что в июне 2022 года во время драки он выстрелил из пневматического пистолета в своего знакомого «с целью причинения вреда здоровья».
Данил Чертыков, согласно отведенной роли, «имея доступ к медикаментозным препаратам» в июле 2022 года передал Айдыну и Брику на встрече в Сургуте сильнодействующее психотропное вещество трамадол. Подробности в суде не оглашали.
Следствие считает, что Данил Чертыков искал объекты для совершения терактов, в Екатеринбурге, в частности, рассматривались здания полиции №12 по Чкаловскому району и отдела военного комиссариата, он составлял схему расположения камер наружного видеонаблюдения как на выбранных объектах, так и на соседних зданиях. Юрий Незнамов занимался сбором денег на приобретение оружия и ингредиентов. В его задачи, считает следствие, входил поиск мест для «совершения посягательства» в Екатеринбурге. В распоряжении у террористического сообщества было огнестрельное оружие, карабины, патроны, огнестрельное оружие ограниченного поражения, экипировка и разгрузочные жилеты.
Напомним, в мае Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге приговорил к восьми годам лишения свободы и штрафу 600 тыс. руб. Кирилла Брика. Его дело было выделено в отдельное производство в связи с тем, что он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием. В беседе с «Ъ-Урал» он заявил, что ему «пришлось признать вину» по всем эпизодам.
Олейник, Брик, Чертыков и Незнамов не признали вину, Айдын признал вину только в изготовлении взрывчатого вещества, «но не организованной группой, а группой лиц», остальные обвинения он отрицает. Он посчитал, что другие подсудимые не имеют отношения к изготовлению взрывчатки.
Адвокат Никиты Олейника Андрей Плотников заявил, что он «категорически не согласен» с обвинением, так как оно «надуманно». Защитники фигурантов утверждали, что после задержания к их подзащитным якобы применялись пытки.
«Все шестеро подзащитных, находясь в трех разных городах России, удаленно друг от друга, абсолютно не договариваясь, дали абсолютно идентичные показания, что физически невозможно без воздействия оперативных сотрудников»,— сказал господин Плотников. Он также сообщил, что фигуранты дела дружили и неоднократно встречались, «имеют склонности к анархизму, но на сегодняшний день ничего запрещенного в анархизме в Российской Федерации нет».
Адвокат Дениза Айдына Халит Ниязов также сообщил, что защита добивается возбуждения уголовного дела по фактам пыток, применявшихся, как утверждают защитники, к их доверителям.