«Аэрофлот» бронирует МС-21

Группа хочет отказаться от поставок SJ 100 и Ту-214

«Аэрофлот» (MOEX: AFLT) хочет изменить параметры контракта на закупку 339 российских самолетов до 2030 года. Из-за сдвига сроков поставок группа намерена отказаться от 89  100 и 40 Ту-214, оставив только 339 МС-21. Как отмечает эксперты, МС-21 находится в наиболее востребованной размерности, а однотипный флот позволяет сокращать издержки на эксплуатацию. На рынке отмечают, что пересмотр контракта надолго ограничит доступ к МС-21 конкурентам «Аэрофлота».

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

«Аэрофлот» обсуждает с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК, входит в «Ростех») «трансформацию соглашения» по поставкам 339 новых российских самолетов, чтобы исключить из заказа SJ 100 и Ту-214, заместив дополнительными МС-21. Об этом глава «Аэрофлота» Сергей Александровский рассказал каналу «Россия 24» в рамках ПМЭФ-2024. «Учитывая, что сроки сдвигаются правее, мы внимательно посмотрели на соглашение с производителем. Речь идет о том, чтобы все 339 самолетов трансформировать в МС-21»,— заявил он.

По словам господина Александровского, предполагаются поставки самолета в базовой версии (МС-21-300) и в короткой (МС-21-200), «которая будет разрабатываться». В какой пропорции планируется заказать самолеты, топ-менеджер не уточнил.

По его словам, целевые сроки начала поставок после последнего переноса установлены на четвертый квартал 2025 года.

В «Ростехе» и ОАК “Ъ” не ответили. В «Аэрофлоте» от других комментариев воздержались.

Согласно подписанному на ВЭФ-2023 соглашению, до 2030 года группа «Аэрофлот» должна была получить в лизинг 210 самолетов типа МС-21, 89 локализованных SJ 100 и 40 Ту-214. По подписанному соглашению, «Аэрофлот» должен был получить первые шесть МС-21 в 2024 году, первые SJ 100 — с конца 2023 года. Твердых контрактов на Ту-214 не было, потому что в «Аэрофлоте» хотели дождаться модернизации кабины самолета под двухчленный экипаж.

Минпромторг и «Ростех» в начале марта 2024 года сообщали о переносе поставок всех российских пассажирских самолетов (SJ 100, МС-21, Ту-214 и Ил-114–300). В Минпромторге заявляли, что 12 МС-21 «находятся в разной степени готовности», а в «Ростехе» уточняли, что финальный облик самолетов будет определен только во второй половине 2024 года (см. “Ъ” от 1 марта).

Всего до 2030 года планируется выпустить 270 единиц МС-21. Сергей Александровский не уточнял, идет ли речь об увеличении объемов производства или продлении сроков поставок этого самолета.

Несколько источников “Ъ” в отрасли, впрочем, сомневаются в реализуемости даже этих объемов в заданные сроки. Другие собеседники “Ъ” отмечают, что вне зависимости от того, сколько МС-21 будет выпущено, конкуренты «Аэрофлота» в случае пересмотра контракта для перевозчика не получат доступ к самолету до 2030 года.

Выбор «Аэрофлота» в пользу МС-21 выглядит рациональным, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его словам, в парке группы наибольшее число самолетов приходится на машины двух сопоставимых по вместимости семейств Boeing 737 и Airbus А320/321. «МС-21 находится в наиболее востребованной во всем мире размерности и может стать успешным заменителем этих иномарок»,— указывает эксперт.

Вопрос создания кабины Ту-214 под двухчленный экипаж со временем так или иначе удастся решить, полагает господин Пантелеев, но это «достаточно специфичная машина» со своей рыночной нишей, в которой «Аэрофлот» не имеет больших интересов. Для беспосадочных перелетов на большие расстояния, например Москва—Хабаровск, у группы сохраняется дальнемагистральный иностранный парк, напоминает эксперт. Однотипный флот, указывает он, позволяет сокращать издержки на эксплуатацию, тогда как и SJ 100, и Ту-214 в лоукост-сегменте «Победы» «выглядели бы странно».

Входящая в «Аэрофлот» авиакомпания «Россия» остается крупнейшим эксплуатантом SJ 100 с парком из 78 таких самолетов.  учетом возраста и обещаний улучшить ситуацию с техобслуживанием такое количество этих судов «выглядит достаточным», считает Олег Пантелеев.

Комментируя возможности поставок МС-21 для других авиакомпаний, эксперт отметил, что «никто не мешал» конкурентам в прошлом встать в очередь на самолет. По его мнению, при ограничении доступа к МС-21 авиакомпании будут искать возможность ввезти в страну иностранные воздушные суда. Utair, отмечает господин Пантелеев, уже заявила о желании ввозить иностранные самолеты в РФ с вторичных рынков дружественных стран и об ожидании поддержки правительства в этом вопросе. В целом, полагает он, до 2030 года у перевозчиков сохраняется возможность поддерживать действующий иностранный парк «без выбытия костяка флота и снижения уровня безопасности».

Айгуль Абдуллина

Вся лента