До российских продавцов дошли правообладатели
Каковы перспективы исков New Balance и Under Armour
New Balance и Under Armour за два года подали почти 1 тыс. исков к российским продавцам. Производители кроссовок защищают товарные знаки и борются с контрафактом, сообщает портал Shopper’s. Компании требуют компенсации в размере от 10 тыс. руб. до 3 млн руб. Чаще всего ответчиками становятся физические лица и ИП, но претензии есть и к крупным игрокам. Например, в конце 2023 года New Balance подала иск к сети магазинов Obuv на сумму в 1 млн руб. за использование обозначений, схожих с товарными знаками американского бренда.
Какие перспективы у исков зарубежных компаний? Юрист практики разрешения споров Patentus Денис Кудрявцев отмечает, что российские суды по-прежнему благосклонно относятся к подобным жалобам: «Такое большое количество исков обусловлено тем, что они защищают свою интеллектуальную собственность и, соответственно, пытаются возможные дальнейшие нарушения. В целом суды действительно в таком случае чаще идут навстречу правообладателям.
При этом есть несколько видов компенсации — от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., в двукратном размере стоимости контрафактных товаров либо в двукратном размере стоимости лицензии за использование, например, товарного знака. Но суды снижают размеры компенсаций. Если, например, правообладатель за один товарный знак попросит 100 тыс. руб., то итоговая сумма в итоге может составить и 10 тыс. руб. Это обычная практика.
Так что иски иностранных компаний на настоящий момент так же удовлетворяются, как и раньше, но суммы компенсации сейчас стали заметно ниже. Минимальная — 10 тыс. руб., но может быть, например, и 5 тыс. руб., ниже низшего предела. Тоже такая практика у судов присутствует.
Все зависит от вида нарушения, его объема. Также учитывается, например, тяжелое материальное положение ответчика, потому что обычно такие иски предъявляются к индивидуальным предпринимателям. Кажется, что, в целом, компенсация действительно снижает количество нарушений, просто она должна быть соразмерной».
По данным системы маркировки «Честный знак», в 2023 году было выявлено 7 млн нарушений, связанных с продажей контрафактной обуви. Это на 62% больше, чем в 2022-м. Впрочем, большую часть поддельных кроссовок легко отличить от оригинала, подчеркнул главный редактор журнала «К.Е.Д.» Дмитрий Егоров: «Under Armour ушел из России в 2019 году. Но, кстати, в официальных магазинах у нас сейчас можно купить товары этого бренда, как и New Balance. Скорее всего, речь идет о параллельном импорте, но это оригиналы.
Есть, безусловно, и подделки. И не совсем понятно, они борются с ними или вообще с любой обувью, на которой есть их логотип.
Насчет второго понятно: санкции, мы не хотим, чтобы злые россияне ходили в наших добрых кроссовках. А если они так борются с подделками, то это очень странно, потому что магазинов-то у них своих нет, им вроде как должно быть плевать, что у нас тут продается, тем более, учитывая возможные суммы компенсаций от нескольких десятков тысяч рублей.
Между тем подделка подделке рознь. В Китае нет проблемы что-то произвести. Они могут сделать все что угодно. Вопрос только в цене производства. Они могут сделать обувь и за 50 руб., и это будет ужасный кроссовок, а могут — за несколько тысяч рублей, и вряд ли не эксперт отличит его от оригинала. Чаще всего подделки — это те кроссовки, которые продаются на вторичном рынке. Там действительно стоит задача обмануть более или менее искушенного потребителя. Что касается тех товаров, которые можно купить в обычном магазине, которых сейчас расплодилось очень много, то в этом случае несложно понять, что это далеко не оригинал».
New Balance закрыл 134 точки в России в 2022 году. На части этих площадей открылись магазины Trendzone, которые развивает дистрибутор одежды и обуви «Джамилько».
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".