Евроремонт по-французски

Начались выборы в Европейский парламент

Во Франции открылись участки для голосования — более 49 млн граждан страны приглашены выбрать тех политиков, которые будут представлять их интересы в объединенной Европе. Решаются два вопроса: как повлияет выбор Франции на соотношение сил в Европарламенте и что он покажет французам внутри страны. Есть ощущение, что второе для них сейчас более важно, считает корреспондент «Ъ» во Франции Алексей Тарханов.

Агитационные плакаты

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Сегодня во Франции будет избран 81 евродепутат от разных политических партий и партийных союзов. Имена многих кандидатов никому не известны за пределами их избирательных округов. Многие партии из соображений экономии отказались даже печатать избирательные плакаты или бюллетени на всю Францию. Они считают это пустой тратой денег: плакаты и бюллетени нужны им только на тех участках, где будут голосовать за их кандидата. Но несколько крупных политических фигур, предводители более или менее длинных кандидатских списков, появились на всех улицах городов, где несколько дней назад установили стандартные металлические стенды для предвыборной агитации и где французы упражняются в остроумии, пририсовывая правым гитлеровские усики, а левым — красные коммунистические рога.

Сравнивая программы крайне правых и правого центра, можно видеть, что во многом их предложения сходятся.

Фаворит выборов Жордан Барделля, молодой председатель «Национального объединения» Марин Ле Пен, хочет полностью подчинить общеевропейские интересы национальным. Для него Европа слишком велика, чтобы действовать разумно, поэтому он категорически против расширения ЕС на Турцию, Балканы и Украину. Он требует запретительного контроля над иммиграцией, восстановления внутренних европейских границ и запрещения свободы перемещения внутри Европы для всех, кроме ее граждан.

Марион Марешаль-Ле Пен категорична до того, что Еврокомиссия должна быть распущена, а Европейский совет — низведен из контролирующего в координирующий орган. Иммигрантам и неевропейцам уготована в ее планах жалкая судьба, все европейские соглашения об иммиграции должны быть расторгнуты, воссоединение семей не должно проходить по директивам ЕС, безвизовые перемещения — только для обладателей европейских паспортов.

«Республиканец» из LR Франсуа-Ксавье Беллами согласен с ними в том, что конституция Франции должна стать высшей юридической нормой в стране. Он также выступает за укрепление внешних рубежей Европы, вплоть до строительства стен на востоке и патрулей ВМС в Средиземном море. Границы между европейскими странами должны быть прозрачными только для европейцев — еще один общий пункт правых и крайне правых.

Центристка из партии Макрона Renaissance Валери Айер, даром что борется с правыми за голоса избирателей, также готова превратить Европу в неприступную крепость и принимать только тех иммигрантов, которые нужны промышленности (крайне правые категорически против, усматривая в этом лазейку для «понаехавших»). Во многих ее предложениях больше говорится об ограничении влияния объединенной Европы, чем о расширении полномочий того самого парламента, в который она стремится.

Своим противникам, особенно «Национальному объединению», она адресует предложения бороться с иностранным влиянием, и в первую очередь с поддержкой европейских политических партий из-за рубежа (Марин Ле Пен уже устала оправдываться за русско-чешский заем на избирательную кампанию, взятый десять лет назад, и венгерский, взятый в 2022-м). Кстати, среди правых и центристов Валери Айер — первая, кто говорит о безусловной военной помощи Украине.

Другой фланг — социалист Рафаэль Глюксман, выступающий как раз за расширение полномочий ЕС, обязательный прием туда Украины, которую, как и всю Европу, следует активнее защищать от «русского империализма». Он за то, чтобы отдать на эти цели все €260 млрд замороженных российских средств. Вместо средиземноморских военных операций против незаконных мигрантов он предлагает вывести в море спасателей и вообще открыть в Европу «достойный путь» для иммиграции, что бы он под этим ни понимал.

Список крайне левой «Непокорившейся Франции» возглавляет Манон Обри, добавившая к обычной партийной риторике новую — активную антиизраильскую и пропалестинскую. Эта позиция, объединившая леваков-интеллектуалов с консерваторами из мусульманских общин, может принести ей дополнительные очки.

Скорее всего, неудачно выступят недавние герои голосований — «зеленые». «Экологистка» Мари Туссен проседает в опросах. Надежды у «зеленых» не больше, чем у партии защиты животных — Partie Animaliste. Непонятно, кто получит больше избирательских симпатий: гордая Мари Туссен на зеленом плакате «За Европу, за наши жизни» или сладкий котик, уговаривающий с афиши: «Животные считаются, ваши голоса — тоже».

Опросы обещают уверенную победу правым, особенно команде «Национального объединения».

Она может взять до 30% голосов, а если приплюсовать и других радикалов, в том числе Марион Марешаль-Ле Пен в компании с Эриком Земмуром, доля крайне правых способна достичь небывалых 40%, а то и больше. Остаток должны будут разделить центристы, левые и крайне левые. Сам Жордан Барделля предлагает оценить вечерние итоги выборов как предварительный тур голосования против политики Эмманюэля Макрона и как заявку на победу на будущих президентских выборах 2027 года.

Итоги сегодняшнего голосования станут известны после 21:00 по Москве.

Вся лента