«Существует проблема интерпретации»

Педагоги — о нагрузке на школьников из-за контрольных работ

Контрольные работы в школах не должны занимать больше 10% учебного времени. Об этом в ходе Петербургского международного экономического форума заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. По его словам, в некоторых школах на такие проверки уходит до 40% уроков. Это может раздражать как детей и их родителей, так и самих педагогов. Поэтому число контрольных необходимо сократить с начала следующего учебного года, сообщил Музаев. За превышение нормы предполагается наказывать, в том числе директоров школ. Ранее президент Владимир Путин поручил правительству сократить объем домашних заданий, а также убрать лишние контрольные работы.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

“Ъ FM” опросил школьных учителей и выяснил, насколько обосновано такое решение.

Учитель русского языка Всеволод Луховицкий: «Вот у меня в пятом классе за год бывает по русскому языку четыре контрольные работы. Представим себе, что у детей, например, десять предметов, то есть на все уходит 40 часов. Я думаю, что, скорее, здесь можно говорить о 5-7%. Другое дело, что порой школьникам говорят о десятиминутной проверочной работе, а они сами и родители это все равно воспринимают как контрольную, но это регулировать должен завуч».

Учитель истории Александр Оджо: «Мы проводим чаще всего две контрольные работы за год: после курсов "История России" и "Всеобщая история". Если принять во внимание, что в год проводится 64 урока по этому предмету, то получается, что это меньше 10%. Существует проблема интерпретации. В законе об образовании нет вообще определения, что такое "контрольная работа". Исходя из практики, мы понимаем, что это мероприятие, проводимое в течение, скорее всего, всего урока, на котором ученик не может пользоваться ничем, кроме своих знаний и контрольно-измерительного материала. Мы в журнале планирования отмечаем, когда у нас контрольная работа. И это помогает избегать того, чтобы в один день у учеников их было несколько».

Учитель обществознания Александр Серкин: «Есть диагностики, которые нужны нам для того, чтобы понять, куда мы можем идти дальше, а куда нет. Есть разного рода аттестационные мероприятия, которые позволяют принять решение о переводе школьника в следующий класс, взять его на профильное обучение или не брать и так далее. Есть ЕГЭ, в конце концов. Существуют еще разные формы, в результате которых мы получаем какие-то оценки. Какая их должна быть доля, 10%, 5%, 25%, 3%, обсуждать глупо, потому что предметы разные, программы разные, задачи разные, дети разные, ситуации разные. Школы перегружены диагностическими мероприятиями, задаваемыми извне — бесконечные олимпиады, конкурсы, отчеты, диагностики. Это не дает работать».

Также руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев прокомментировал новый порядок пересдачи ЕГЭ: выпускники, которые были удалены с экзамена из-за телефона или шпаргалки, смогут написать его повторно только в следующем году. Ранее в ряде регионов школьники жаловались на проблемы при досмотрах перед сдачей госэкзамена. Учениц заставляли снимать бюстгальтеры, ремни и задирать рубашки. В Рособрнадзоре заявили, что досмотр могут проводить только уполномоченные из определенных структур в отдельных кабинетах.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Тюленева

Вся лента