Больше роста, меньше ям

Мировая экономика стабилизируется после шоков

Рост мировой экономики стабилизируется после глобальных потрясений, следует из нового доклада Всемирного банка (ВБ). В 2024 году, как и в 2023-м, он может составить 2,6%, а в следующие два года будет колебаться вблизи 2,7%. Некоторое улучшение мировых перспектив связано с обновлением оценок роста для США: теперь предполагается, что ВВП страны в этом году вырастет на 2,5%, а не на 1,6%, как прогнозировалось в январе,— это сценарий «мягкой посадки», на которую ранее ориентировались в ФРС. Условия для реализации такого сценария есть и у зоны евро, полагают в ВБ, ссылаясь на опережающие индикаторы. Впрочем, пока прогноз роста в Европе на этот год сохранен на заметно более низком уровне в 0,7%.

Фото: Антон Соснин, Коммерсантъ

В 2024 году рост мировой экономики может составить 2,6%, отмечает в июньском прогнозе Global Economic Prospects Всемирный банк. В январском докладе (см. «Ъ» от 9 января) речь шла о менее значительном увеличении — на 2,4% после роста на 2,6% в 2023-м. Обновленный же прогноз фактически предполагает стабилизацию роста глобальной экономики на фоне общей адаптации к последствиям кризисов, вызванных COVID-19, а также военными конфликтами на Украине и Ближнем Востоке.

В 2025–2026 годах рост мировой экономики может незначительно ускориться — до 2,7%, что, впрочем, все еще ниже 3,1% — среднего уровня, фиксировавшегося в десятилетие до пандемии.

Несмотря на сохраняющиеся риски фрагментации мировой экономики, глобальная торговля, полагают аналитики, будет расти: в 2024 году ее объем увеличится на 2,5%, в следующие два года — на 3,4%. Из июньского прогноза следует, что глобальная инфляция в 2024 году составит 3,5%, в 2025-м — 2,9%. Некоторое ухудшение по сравнению с январскими оценками в ВБ объясняют тем, что базовая инфляция остается по-прежнему высокой: быстрее снижаются не учитывающиеся в ней цены на продовольствие и энергоносители.

В страновой разбивке пересмотрены прогнозы роста экономики Китая. На 2024 год оценка улучшена до 4,8% с январских 4,5% — во многом из-за оживления деловой активности и роста экспорта (подробнее см. «Ъ» от 3 и 10 июня). На следующий — понижена до 4,1% с 4,3%, что аналитики объясняют возможным снижением инвестиционной активности. Для России в сторону увеличения пересмотрены прогнозы и на 2024-й, и на 2025 год: рост экономики может составить 2,9% и 1,4% соответственно (ожидалось 2,2% и 1,1%).

Заметнее же всего в июньском прогнозе улучшена оценка роста ВВП США. Предполагается, что экономика увеличится на 2,5%, а не на 1,6%, как ожидалось в январе.

Пересмотр оценки связан с общей устойчивостью экономического роста страны в 2023 году (3,1% вопреки прогнозам) и продолжающимся расширением деловой активности (в мае она ускорялась самыми быстрыми темпами за два года). Напомним, инфляция в США в апреле замедлилась до 3,4% с 3,5% в марте, что все еще выше целевого показателя 2% — смягчения денежно-кредитной политики на ближайших заседаниях ФРС не ожидается.

Отчет ВБ фиксирует условия для «мягкой посадки» экономики США, на которую и ориентировался регулятор: отмечается, что устойчивое движение к таргету пока серьезно не отразилось на темпах экономического роста. Говорить о реализации такого сценария аналитикам позволяет и статистика, свидетельствующая об «охлаждении» рынка труда. Напомним, по данным Министерства труда страны, количество открытых вакансий в США в апреле сократилось до минимальных с февраля 2021 года 8,059 млн.

Возможности для «мягкой посадки» остаются и у зоны евро, полагает Всемирный банк. Как напоминают аналитики, европейская инфляция в апреле осталась на уровне 2,4% (минимум с ноября прошлого года), опережающие индикаторы при этом свидетельствовали о постепенном оживлении деловой активности в странах еврозоны (см., например, «Ъ» от 27 мая). Избежать рецессии Европе в этом году, по всей видимости, удастся. Несмотря на фиксацию общего оптимизма в крупнейших европейских экономиках (в том числе Германии), оценка роста ВВП зоны евро на 2024 год сохранена на январском уровне — 0,7%. Среди рисков, которые могут ухудшить прогноз, названы развитие военных конфликтов и усиление европейского протекционизма.

Кристина Боровикова

Вся лента