Гросси: США понимают нереалистичность запрета на импорт российского урана
Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси прокомментировал введение в США эмбарго на российский уран. По его мнению, в ограничениях должны быть оговорки, так как сейчас эти меры нереалистичны.
«Я знаю, что в США пытаются укрепить и стимулировать местное производство. Это их суверенное решение, у них есть право на это. Посмотрим, что из этого выйдет. Но думаю, что эти меры были приняты за рядом исключений и оговорок. А это значит, что они понимают нереалистичность этих мер в нынешних условиях рынка»,– сказал господин Гросси «Известиям».
Глава МАГАТЭ не стал давать позитивную или отрицательную оценку санкциям. Его агентство просто фиксирует, что они есть. Однако он обратил внимание, что структура международной цепочки поставок «в значительной степени включает Россию». Это касается не только США, но и Европы, где расположено много водо-водяных реакторов, «которые зависят от российского топлива и услуг, необходимых для дальнейшего обслуживания». Речь идет о странах Восточной Европы, где процент использования ядерной энергии достигает 30–40%.
Господин Гросси считает Россию «ведущей ядерной державой», а «Росатом» — «поставщиком номер один в мире». Он обратил внимание, что компания присутствует даже в тех странах, которые вводят антироссийские санкции и «которые явно занимают другую сторону конфликта». Глава МАГАТЭ отметил, что Россия участвовала в создании ядерного порядка и была одной из стран-основателей. По его словам, сотрудничество РФ и МАГАТЭ «прочное и будет продолжаться». К ситуации на Украине стороны подходят «с взаимным уважением и профессионализмом».
Закон о запрете импорта низкообогащенного урана президент США Джо Байден подписал 13 мая. Он вступит в силу в августе. «Росатом» считает, что подобные санкции носят «деструктивный характер для устойчивого функционирования глобального рынка товаров и услуг ядерного топливного цикла». Кремль считает ограничения проявлением нечестной конкуренции.
О том, сможет ли США отказаться от российского урана,— в материале «Ъ» «Американский уран возрождается».