Дело не суточное
Водителям дадут дополнительное время на обжалование штрафных постановлений
Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал нижней палате принять в первом чтении законопроект ЛДПР, уточняющий сроки обжалования гражданами административных штрафов: предлагается дать на это десять дней, а не десять суток, как сейчас. Незначительная, на первый взгляд, поправка в ряде случаев может дать гражданам дополнительное время на оспаривание штрафов. Другую инициативу ЛДПР — о смягчении требований к предельной тонировке автомобилей — комитет рекомендовал отклонить.
Среди рассмотренных в понедельник в ходе заседания думского комитета по госстроительству были поправки к статье 30.3 КоАП депутата Ярослава Нилова (ЛДПР), корректирующие срок подачи жалоб на штрафные постановления. Сегодня такое право дано гражданину в течение десяти суток со дня вручения (или получения) копии постановления. Господин Нилов предлагает поменять слово «суток» на «дней». Незначительное, на первый взгляд, изменение даст гражданам дополнительный день на оспаривание штрафов (большую часть которых сегодня, напомним, выносит ГИБДД с автоматических камер), считает господин Нилов.
Если, к примеру, окончание десятидневного срока приходится на воскресенье, то у граждан будет еще понедельник на подачу жалобы (сейчас формально срок заканчивается в 23:59 воскресенья).
Аналогичная ситуация возникает, когда, к примеру, последний день обжалования приходится на последний день новогодних или майских праздников: подать жалобу можно будет в первый рабочий день.
Проблема с исчислением сроков возникла после выхода в апреле 2023 года обзора судебной практики Верховного суда (ВС), сказано в пояснительной записке к поправкам. Именно в нем ВС разъяснил, что если срок обжалования исчисляется сутками и последний день приходится на нерабочий, то он не переносится на ближайший рабочий. Обзором стали руководствоваться остальные суды. Большинство граждан, напомним, обжалуют штрафы в электронном виде в любой день и любое время, но остались и те, кто посылает заказные письма или приносит документ в отделение полиции (статистики нет). Именно для них законопроект вводит дополнительные возможности. В 2023 году ГИБДД возбудила 240 млн административных дел, из них 345 тыс. прекращено (оснований для прекращения в официальной статистике не приводится).
В марте, как сообщал “Ъ”, законопроект поддержало правительство. Думский комитет по госстроительству рекомендовал документ к принятию в первом чтении, отметив, что уже сегодня пропущенный срок обжалования можно восстановить в суде или в ГИБДД через ходатайство. Документ поддержали заксобрания Астраханской области, Красноярского края, Якутии, Татарстана и ряда других регионов.
Впрочем, другой законопроект ЛДПР комитет рекомендовал отклонить — он касается санкций для любителей тонировки. Сегодня, напомним, передние боковые и ветровое стекла должны пропускать не менее 70% света, штраф за нарушение составляет 500 руб. Парламентарии предложили понизить порог до 35% только для боковых стекол: по их мнению, «легкая» тонировка необходима автомобилистам в жару, особенно в южных регионах. В своем заключении комитет указал, что снижение порога может привести к росту аварийности из-за сокращения «боковой видимости для водителей» (речь, по всей видимости, о том, что прозрачные стекла позволяют водителям заранее увидеть пешехода через стекла другого авто).
Думская оппозиция, напомним, регулярно вносит в Госдуму законопроекты, смягчающие санкции для автомобилистов. На прошлой неделе Ярослав Нилов предложил запретить эвакуировать на штрафстоянку припаркованные с нарушениями автомобили инвалидов, в мае этого года — запретить выносить в автоматическом режиме штрафы с передвижных камер. В апреле фракция «Новых людей» предложила отменить штраф для водителей, которые забыли дома бумажные права, но у которых есть электронная копия удостоверения в приложении «Госуслуги.Авто» на смартфоне. Подобные инициативы, как правило, власти бракуют, но бывают и исключения. Например, недавно правительство концептуально поддержало законопроект ЛДПР о введении санкции (5 тыс. руб. или лишение прав) за опасное вождение, поправки уже внесены в Госдуму. В мае этого года правительство (впоследствии профильный думский комитет) поддержало поправки «Новых людей», повышающие со 100 тыс. до 200 тыс. руб. минимальную сумму ущерба, которую возмещает страховщик при оформлении аварии европротоколом без участия ГИБДД.