КамАЗ разрабатывает беспилотные транспортные средства

Они будут работать в первом российском беспилотном логистическом коридоре

Передовые инженерные школы (ПИШ) — это федеральный проект Министерства науки и высшего образования России. Его ключевая цель — подготовить высококвалифицированных инженеров нового поколения, которые будут развивать отечественные технологии. ПАО «КамАЗ» сотрудничает с несколькими вузами, входящими в проект ПИШ: это Казанский федеральный университет, Уфимский университет науки и технологий, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, Казанский национальный исследовательский технологический университет и Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева.

Жанна Халиуллина

Фото: Kamaz

Заместитель генерального директора по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению ПАО «КамАЗ» Жанна Халиуллина рассказала «Ъ-Науке» о том, как компания вовлекает студентов в создание передовых инженерных решений.

— Расскажите о нескольких совместных проектах КамАЗа и ПИШ.

— Среди совместных с ПИШ разработок хотелось бы отметить опытный образец водородного топливного элемента, технологию изготовления полимерных композиционных материалов с высокой удельной прочностью и технологию получения высокопрочного чугуна с повышенными физико-механическими и эксплуатационными свойствами.

Отдельный большой проект — система контроля движения беспилотных грузовиков в логистическом коридоре М-11 «Нева». Этот проект предусматривает развитие магистрали как первого в России беспилотного логистического коридора. В рамках эксперимента компания тестирует технологию беспилотной коммерческой доставки грузов. Кроме того, создается цифровая карта трассы, умная дорога, которая позволит беспилотному автомобилю правильно взаимодействовать с интеллектуальной дорожной инфраструктурой. Эта система мониторинга и управления движением для высокоавтоматизированных транспортных средств будет интегрироваться в автоматизированную систему управления движением и распределения логистических потоков на трассе М-11. С целью дальнейшего продвижения проекта платформа будет распространяться на другие трассы федерального значения. Начиная с 2025 года автомобили, двигающиеся в автономном режиме, планируется оснащать системой мониторинга и удаленного контроля.

В настоящее время мы активно работаем над включением ПИШ в проекты технологического суверенитета — мегапроекты. Для нас очень важно, что производство дизелей и станкостроение напрямую связаны с проектами нашей школы. Напомню, что в прошлом году премией правительства Российской Федерации награжден авторский коллектив нашей компании за разработку и организацию производства семейства дизельных рядных шестицилиндровых двигателей межотраслевого применения.

— На ваш взгляд, чем подготовка в ПИШ существенно отличается от традиционной? Что принципиально нового в инженерном образовании появилось в ходе реализации проекта?

— Особенность модели подготовки инженера в ПИШ в том, что мы вместе с партнерами формируем единое научно-образовательное и бизнес-пространство с согласованной долгосрочной повесткой, унифицированными стандартами, общей платформой и информационной базой, объединяющей педагогов, разработчиков и потребителей, для обмена опытом, передовыми решениями, самоорганизации и самообучения.

Это подготовка инженеров-исследователей и конструкторов, ориентированных на новые потребности автомобильной индустрии. ПИШ обучает тем компетенциям, которые будут востребованы через пять—семь и более лет. Выполняя вместе с партнерами перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), ПИШ формирует те знания, которыми должны обладать инженеры завтрашнего дня.

Во время практики студентам предоставляется возможность определить свое карьерное будущее, построить индивидуальную карьерную траекторию уже на стадии обучения в ПИШ. Студенты работают вместе с опытным наставником и занимаются решением конкретных прикладных задач. Цель таких практик — дать возможность студентам приобрести реальный практический опыт, глубже понять то, как реально устроена работа крупных компаний, а также зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем.

— Расскажите, появились ли новые планы для дальнейшего взаимодействия с вузами?

— У нас есть план взаимодействия с вузами до 2030 года по нескольким проектам: «Шатл» (беспилотный логистический автобус для перевозки пассажиров на закрытых и полузакрытых территориях), «Лесники» (полуавтономное лесозаготовительное транспортное средство) и БТС (беспилотные транспортные средства).

Будем продолжать реализовывать совместно с вузами-партнерами научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Например, уже в этом году мы планируем запустить работу по созданию четырех инжиниринговых центров с крупнейшими автопроизводителями страны и Республики Беларусь. Это позволит масштабировать разработки, полученные в рамках проектов с КамАЗом, на АвтоВАЗ, «Соллерс» и МТЗ. Вопрос интенсивно прорабатывается, получены принципиальные согласия от руководства компаний.

Также в настоящее время мы обсуждаем вопрос о создании студенческого конструкторского бюро по тематике автотранспорта с низким углеродным следом на базе ПИШ УрФУ. В рамках такого сотрудничества планируется запустить разработку по развитию энергоустановок с низкими выбросами вредных веществ и систем управления транспортных средств.

Елена Кужель, пресс-служба ФГАНУ «Социоцентр»

Вся лента