Электромобили обойдутся без специальных парковок
Госдума смягчила требования к региональным властям по развитию электротранспорта
Госдума передумала вводить обязанность для властей регионов и городов обустраивать парковки для электромобилей — соответствующее решение будут принимать местные администрации, исходя из потребностей и возможностей. Норматив планировалось ввести в закон по инициативе правительства РФ, но, выяснил «Ъ», чиновники попросили от идеи отказаться, чтобы не создавать излишнюю финансовую нагрузку на региональные бюджеты.
Госдума 25 июня приняла правительственные поправки в закон «Об организации дорожного движения». Документ был принят в первой редакции 15 декабря 2021 года, во второй — 11 июня 2024-го. В последней редакции по инициативе кабмина в поправки внесли обязанность для территорий городских округов, городских поселений, Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, федеральной территории «Сириус» выделять парковки для электромобилей и гибридных авто, в том числе оборудованные зарядными станциями, в количестве, «соответствующем потребности, определенной в документации по организации дорожного движения».
Документ планировали принять в третьем чтении 18 июня (что является, как правило, технической процедурой), но 19 июня Госдума воспользовалась редко применяемой процедурой — возвратом поправок на этап второго чтения.
Обязанность обустраивать парковки для электрокаров убрали, заменив слово «должны» на «могут». В таком виде законопроект прошел третье чтение и направлен в Совет федерации.
«Правительство предложило изменить формулировку, мотивируя это тем, что редакция может вызвать дополнительную финансовую нагрузку на регионы,— пояснил “Ъ” первый зампред думского комитета по транспорту Павел Федяев ("Единая Россия").— В полномочия регионов входит работа по организации дорожного движения, и они сами вправе решать, сколько таких парковок необходимо. Мы прислушались к предложению правительства». Процедура возврата ко второму чтению была выбрана, поскольку вносилось точечное изменение, которое не укладывается в рамки возможных к третьему чтению, пояснил депутат. По данным «Ъ», инициатором поправок выступал также Совет федерации.
В комитете по транспорту Санкт-Петербурга законопроект поддержали. «В случае его принятия и при развитии электрозарядной инфраструктуры вблизи мест зарядных станций комитет готов обустроить соответствующие парковочные места,— заявили в ведомстве.— Сегодня во всей центральной планировочной зоне Петербурга в границах платной парковки для владельцев электромобилей предусмотрена возможность бесплатно парковаться в любое время». В правительстве Симферополя «Ъ» заявили, что в любом случае будут стремиться к увеличению количества парковок и электрозаправок.
В столичном дептрансе заявили, что с 2020 года развивают удобную и безопасную зарядную инфраструктуру в рамках городского проекта «Энергия Москвы», за это время установлено более 240 зарядных станций для электромобилей. «Около каждой зарядной станции город создает специальные места, предназначенные только для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Москва, как и каждый другой регион России, самостоятельно определяет количество зарядных станций с учетом развития парка, а также их расположение на улично-дорожной сети внутри города. Город совместно с операторами зарядных станций формирует адресную программу с учетом пожеланий граждан и организаций и утверждает ее приказом-схемой»,— добавили в ведомстве.
Также в первой редакции закона предполагалось, что установку знаков, разметки и светофоров региональные чиновники будут согласовывать ГИБДД, но законодатели от идеи отказались, хотя руководство МВД об этом регулярно просило.
В качестве альтернативы введена другая форма контроля: все проекты организации дорожного движения (ПОДД, включающие схемы расстановки знаков, разметки и т. д.) должны соответствовать обязательным стандартам в области безопасности движения, перечисленным в распоряжении правительства №2438. ГИБДД, обнаружив несоответствие ГОСТам, сможет потребовать от чиновников скорректировать ПОДД на основании предписания, представления или предостережения. Новый закон вступит в силу 1 марта 2025 года.