Мошенники забрали предоплату

Какую схему с поставками иностранного оборудования используют злоумышленники

Мошенники облюбовали рынок иностранного оборудования. В России появляются фейковые сайты по продаже импортной техники, а реальные поставщики стали чаще попадаться на махинации зарубежных партнеров. Как рассказали “Ъ FM” участники рынка, к таким уловкам, например, прибегают фирмы из Китая, они выдают себя за завод-производитель. Если этого не обнаружить сразу, за поставку оборудования в Россию придется переплатить до 30% от его стоимости. МВД также сообщило о задержании 12 человек, которые создавали в России подложные интернет-магазины дорогой сельскохозяйственной техники. Цены указывались ниже рынка. На предоплатах злоумышленники смогли украсть свыше 1 млрд руб.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Ситуация осложнилась после 2022 года, на рынке появилось много новых игроков, и выделить среди них недобросовестных не всегда легко, объясняет гендиректор компании «Альгимед» Дмитрий Славашевич: «В России есть компании, которые заявляют, что они могут привезти что-то, получают предоплату, выводят эти деньги, а компанию сливают, это мошенничество в чистом виде. Мы тоже могли бы искать локального поставщика при закрытии, например, какой-то срочной поставки, но это, скорее, в ситуации безысходности.

Мы работаем напрямую с поставщиками из разных стран, но есть проблемы в работе с тем же Китаем. Компаний огромное количество, каждая из них говорит о том, что она производитель, хотя по факту производителем не является. Это больше связано с особенностями китайского рынка, где есть завод, который работает на массу заказчиков. Сайты только на китайском языке, на выставках такая же история.

В такой ситуации мы делаем бизнес-справку через различные юридические сервисы, которые позволяют нам оценить дату создания компании, количество персонала, оборот.

Важно слетать туда, посмотреть, познакомиться с людьми. Для медицинского оборудования обязательно для реализации в России делать медицинскую регистрацию. Зачастую сами заводы не могут предоставить эти документы, посредник становится вынужденной мерой. Сейчас пространство для махинаций находится больше в сфере банковских платежей больше, чем логистики.

Например, заплатить за насосы будет большой проблемой, потому что код является полностью санкционным, независимо от того, насос это на дачу или для атомной станции. Могут быть люди, которые предлагают поменять код, и вы платите как бы не за насос, а, например, за упаковку для куриных яиц. Это может быть и Турция, и Дубай, любой посредник, который доведет ваши деньги до того же Китая. Дальше могут быть, конечно, проблемы на экспорте или на импорте».

Заключая контракт с новыми подрядчиками, российские поставщики оборудования стараются начинать с небольших сумм и объемов товара, отмечает владелец логистической компании Stel Евгений Анапольский: «Допустим, у нас есть клиент в России, у него европейская компания, которая готова платить только на европейскую, и мы предоставляли литовские и европейские компании. Были случаи потери денег, это были личные деньги за перевозку.

Если у нас расширяется пул, мы не спешим сразу взаимодействовать, проверяем по своим внутренним каналам, через человеческие ресурсы. Сейчас этот рынок очень сильно востребован и развит. У нас, допустим, по Европе работают наши немецкие поставщики, немецкие логисты, которые с радостью привезут вам товар до определенной границы. Дальше в Турции мы уже перегружаем его с нашими турецкими партнерами. Везем через Иран, через Азербайджан. Цепочка партнеров как была до 2022 года, так и осталась.

На внутреннем рынке чуть проще, но есть очень много мошенников. Есть такие сайты, где груз ищет перевозчик, перевозчик ищет груз, и там нужно также смотреть и проверять все через службу безопасности».

Собеседники “Ъ FM” отмечают, что особенно острой ситуация была в 2022 году, когда российские компании одновременно перестраивали бизнес, и на рынке образовался дефицит импортной техники. Недобросовестные поставщики в таких условиях могли срывать сроки поставок либо привозить товар ненадлежащего качества.

Частично эта проблема решилась, когда рынок ушел от практики предоплат, поясняет директор по связям с государственными органами компании TDM Electric Дмитрий Зорин: «Бывало такое, что деньги ушли, а товар не приходил, но чаще товар приходил, но совсем не к тому сроку, в который он был нужен. Потому что ситуация 2022 года была, конечно, совсем нестандартная. И эта проблема до сих пор доминирует на нашем рынке.

С откровенным мошенническим умыслом я, наверное, не сталкивался. Чаще всего это желающие заработать и не рассчитавшие свои силы. Легкие деньги, быстрые обещания, но ответственность была не просчитана, и многие риски сыграли. Когда нам надо было срочно замещать поставщиков, в том числе европейских, многие кинулись в Китай, и пришедшая продукция очень часто не соответствовала заявленным характеристикам. Положить чуточку меньше меди в кабель, уменьшить размер изоляции полимерной и оболочки, и вот у вас уже возникает некая суперприбыль. Наряду с известными брендами на рынке возникают товары неизвестных, чаще всего с заниженными характеристиками».

В 2023 году исследование Высшей школы экономики показало, что 65% промышленных предприятий в России сильно зависят от импортного оборудования. На наиболее острую нехватку техники указали руководители предприятий по добыче угля, а также из сфер полиграфии и текстильного производства.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова

Вся лента