Электросамокаты гонят с тротуаров

Власти и эксперты в очередной раз обменялись мнениями о том, как наладить движение СИМ

Представители законодательной и исполнительной власти в ходе Петербургского юридического форума обнародовали меры для повышения безопасности движения средств индивидуальной мобильности (СИМ). Спикер Мосгордумы Алексей Шапошников анонсировал введение единых правил движения электросамокатов в столичных парках, где ПДД не действуют, а также призвал «задуматься» об общегородском ограничении скорости с 9:00 до 23:00 для всех СИМ на тротуарах. Глава комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев считает необходимым и вовсе запретить двигаться мобильному электротранспорту по тротуарам. В Минтрансе пообещали учесть все предложения.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Дополнительные меры по регулированию средств индивидуальной мобильности обсуждались в четверг в ходе круглого стола в рамках Петербургского юридического форума. Директор Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД Дмитрий Митрошин рассказал о новой классификации этих устройств, которую можно положить в основу дальнейшего регулирования СИМ. Центр уже разработал пятиуровневую систему, в рамках которой:

  • электротранспорт, способный развивать скорость до 25 км/ч, приравнивается к велосипедам с мотором (электроскейты, моноколеса);
  • скоростной диапазон 25–50 км/ч отнесен к мопедам (электросамокаты, гироскутеры);
  • скорость выше 50 км/ч (мощные электросамокаты) — рубеж, за которым СИМ могут считаться мотоциклами.

Действующие ПДД, напомним, электросамокаты и приравненные к средствам индивидуальной мобильности устройства никак не классифицируют. Предлагаемую систему, по словам Дмитрия Митрошина, можно связать с нормативами сертификации (или проверки) всех ввозимых или производимых СИМ. Весь набор предложений НЦЦ БДД (в том числе требования к световым приборам, звуковым сигналам, системам поддержания устойчивости, маркировке) уже опубликован в журнале «Безопасность дорожного движения», но о какой-либо законодательной инициативе со стороны центра или МВД речи пока не идет.

Спикер Мосгордумы Алексей Шапошников рассказал о том, что столичные власти разрабатывают единые правила движения СИМ в парках и общественных зонах (ВДНХ, Лужники, Парк культуры, парк «Коломенское» и т. д.), поскольку нормы ПДД, касающиеся электросамокатов, там не действуют. Дело в том, что перечисленные пространства не являются частью улично-дорожной сети. Господин Шапошников призвал также «задуматься» о введении ограничения скорости для всего мобильного электротранспорта до лимита в 10 км/час на тротуарах в дневное время с 9:00 до 23:00.

Глава комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев, в свою очередь, настаивал, что регионам нужны полномочия по контролю и администрированию нарушений с участием электросамокатов. Сейчас штрафовать нарушителей вправе только ГИБДД, но у ведомства не хватает сотрудников. Господин Енокаев также сказал, что СИМ не должны ездить по тротуарам (это сегодня разрешено ПДД), которые и без того узкие в условиях исторической застройки Санкт-Петербурга.

Директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергей Семенов пообещал все обнародованные предложения учесть. Ведомство, напомним, является головным разработчиком законодательных изменений, связанных с СИМ. Правительство с подачи Минтранса уже утвердило соответствующую «дорожную карту», в рамках которой в Госдуму внесены поправки к КоАП, увеличивающие предельные штрафы для электросамокатчиков с 1,5 тыс. до 30 тыс. руб. и передающие регионам полномочия по фиксацию нарушений. Документ поддержан профильным комитетом Госдумы, но на первое чтение еще не выносился. Сергей Семенов напомнил о разработке новой порции соответствующих поправок к ПДД, но в правительство их внесут только в ноябре.

Также Минтранс должен разработать проект закона, в котором будут содержаться, в том числе, требования регистрировать все СИМ в электронном реестре (без этого их движение будет запрещено), но работа над документом, по данным “Ъ”, затянулась.

На фоне обсуждений власти регионов пользуются имеющимся полномочиями, запрещая полностью или частично движение СИМ в отдельных районах, чтобы снизить число аварий. Как правило, обсуждаются ограничения в отношении кикшеринговых операторов, как это происходит в Нижнем Новгороде, Орле, Екатеринбурге. Столичные власти продолжают расширять список так называемых медленных зон, где кикшеринговые СИМ замедляются автоматически, но с частными устройствами это не работает. Власти Перми ранее запретили парковать самокаты вне специальных мест (которые при этом не появились), а оставленные в нарушение правил самокаты администрация начали эвакуировать. Операторы кикшеринга сейчас судятся с властью Перми по поводу данного решения.

Иван Буранов

Вся лента