К обществознанию подошли с права
Школьный курс будет короче, но практичнее
Будущее школьного курса обществознания обсудили министр просвещения Сергей Кравцов, чиновники и учителя на полях Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ). С 2025 года курс обществознания планируют преподавать с девятого класса, а не с шестого, как сейчас. Участники дискуссии перемены одобрили, однако отметили, что сокращенные тематические блоки надо грамотно преподавать в рамках других предметов, а новый единый учебник по обществознанию в первую очередь должен вызывать у школьников понимание, что «самая лучшая страна в мире — это Россия».
В среду на полях ПМЮФ будущее школьного курса по обществознанию обсудили глава Минпросвещения Сергей Кравцов вместе с чиновниками из АП, курирующими вопросы гуманитарного образования, и преподавателями истории и права. В феврале, напомним, Минпросвещения опубликовало обновленные федеральные образовательные программы, согласно которым курс обществознания заметно сократят. Сегодня его преподают школьникам с 6-го по 11-й класс, а с сентября 2025 года — с 9-го по 11-й. Освободившиеся часы в средней школе отдадут истории. Изменения уже вызвали оживленное обсуждение, в частности, преподаватели высказывали опасения, что сокращенного курса по обществознанию не хватит для полноценной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Тем более что речь идет о самом популярном экзамене по выбору (см. “Ъ” от 23 февраля).
Дискуссию «Правовые аспекты в новой программе по обществознанию» Сергей Кравцов в четверг начал с презентации «макетов обложек новых учебников по истории для основной школы». Показывая книги, министр отметил, что количество часов по истории с 5-го по 9-й класс увеличивается в 1,5 раза, конечно, по просьбе преподавателей. Тем не менее министр поинтересовался у собравшихся: не снизит ли «разворот в сторону истории» правовую грамотность школьников?
«Никакого крена в сторону истории нет,— заверил автор единых учебников по истории, помощник президента РФ Владимир Мединский.— Всегда учителя говорили, что количество уроков, которые в начале 2000-х выпали на новый предмет "обществознание", находится за гранью здравого смысла».
Господин Мединский напомнил, что новый (также единый) учебник по обществознанию сейчас активно разрабатывается. Существующие же пособия по предмету вызвали у него недовольство. «Странные теоретические постулаты вываливаются на голову несчастного семиклассника»,— заметил он, добавив, что «в качестве эксперимента» задавал вопросы из этих учебников членам Госдумы, Совфеда, работникам АП и профессиональным юристам, но они «терялись и не могли ответить». Господин Мединский посчитал необходимым уточнить: «Не в силу того, что вопросы слишком каверзные, а потому, что они бессмысленные». В новом учебнике по обществознанию помощник президента обещает сделать упор «на практичность и полезность, потому что знания об обществе нужны каждый день».
Получивший слово учитель истории и обществознания петербургской школы №166 Александр Воронцов отметил, что педагоги всегда реализуют «тот заказ, который им дает государство», а «в современных меняющихся условиях и в новой политической картине мира курс обществознания не отвечал на вопросы, возникающие у молодого поколения». По словам господина Воронцова, к обновленной программе по предмету учителя «относятся с интересом и настороженностью». Настороженность вызывает, например, более чем двукратное превалирование экономических тем над правовыми. Господин Воронцов полагает, что цель преподавания основ права в школе – «формирование правовой культуры, правосознания, уважения к закону и профилактика правонарушений». Обновленная программа обществознания предполагает, по его словам, что о Семейном, Трудовом, Гражданском, Уголовном кодексах школьники узнают лишь в 11-м классе «совершеннолетними или почти». Это, по его мнению, приведет не к формированию правосознания, а «к инфантилизации юношества». Отметим, что в советской школе основы государства и права преподавались только в старших классах, а в начале 1990-х годов на некоторое время вовсе исчезли из программы.
Проректор по научно-исследовательской деятельности МГЮА Владимир Синюков также заявил «от лица многих юристов», что модуль права в учебниках по обществознанию их не устраивает, потому что в нем прослеживается «эгоистически формально юридический подход».
По его мнению, абитуриенты юридических институтов «знают поверхностную правовую информацию в большом объеме, хотя это все они изучат во время получения юридического образования». При этом у выпускников школ отсутствует «адекватная позиция, нет чувства справедливости и понимания, что Россия — правовое государство». Отдельно господин Синюков добавил, что школьникам не хватает знаний о том, что «с Россией полмира, и наша страна формирует юридическую повестку».
Под конец дискуссии из зала прозвучал вопрос, «волнующий многих выпускников»,— о судьбе экзаменов по обществознанию. Господин Кравцов, однако, ответил лишь, что он будет «полностью синхронизирован» с новыми учебными программами. Итог же дискуссии подвел начальник департамента по координации вопросов государственной политики в исторической и гуманитарной сферах АП Владислав Кононов. Чиновник рассказал о том, что в СССР «курс обществоведения нес патриотическую направленность», и твердо заявил, что новый учебник будет следовать главной задаче — создать у ученика понимание, что «самая лучшая страна в мире — это Россия, и тебе, дорогой школьник, и нам всем повезло родиться и жить в ней».