ПВЗ теряют рентабельность
Почему франшиза маркетплейсов стала невыгодной для предпринимателей
Перенасыщение рынка, ужесточение правил и рост аренды, владельцы ПВЗ переживают кризисный период. Как выяснил “Ъ FM”, их выручка за два года упала более чем в полтора раза. В первую очередь, на это повлияло усиление контроля со стороны маркетплейсов. Как выяснил Forbes, штрафы могут достигать 20% от заработка предпринимателей, из-за этого многие закрывают бизнес. Тему продолжит Григорий Колганов.
Эра хорошего заработка на пунктах выдачи заказов закончилась, сетуют собеседники “Ъ FM”. Еще несколько лет назад один крупный столичный ПВЗ мог генерировать около полумиллиона рублей, сейчас и 200 тыс. руб. — большая удача. А все из-за ужесточений со стороны маркетплейсов. В 2020-м площадки активно привлекали партнеров, выдавали внушительные субсидии на открытие точек и предлагали персональных менеджеров. Сейчас, нарастив обороты, стали «закручивать гайки». Процент вознаграждения для ПВЗ снизился вдвое, в той же пропорции увеличились размеры штрафов.
Предпринимателей такая калькуляция толкает на крайности, говорит владелец нескольких десятков пунктов выдачи заказов в Москве и Подмосковье Артем Бобцов: «Действительно, ПВЗ стали гораздо менее доходным бизнесом. В 2022 году пункты выдачи зарабатывали в месяц в среднем "чистыми" 75 тыс. руб. В 2023 году эта цифра упала до 55 тыс. руб., а по итогам 2024 года мы ожидаем, что сумма упадет ниже 50 тыс. руб. Вам в таком случае выгоднее будет просто пойти куда-то на работу и при этом спать по ночам спокойно».
Самыми жесткими собеседники “Ъ FM” называют условия, которые диктует Wildberries. Оценка работы пункта ниже 4,98 — штраф. Бракованные вещи, медленный прием товара или отсутствие на рабочем месте сотрудника более десяти минут — аналогично. Появилось даже понятие «срок жизни ПВЗ», и он все короче, рассказывает гендиректор обучающей платформы «Меркатус» Лео Шевченко: «Мы закрывали один за другим ПВЗ, потому что поднималась стоимость аренды.
Вначале было лучше, где-то 300 тыс. руб. приносила точка на Арбате, по 200 тыс. руб. приносили Марьино и Ленинский проспект, но потом рентабельность стала снижаться. Есть охранная зона, и вроде бы нельзя открывать ПВЗ в одном доме, но открываются в соседних домах, поэтому, естественно, учитывая, что идет уменьшение комиссий и ужесточение правил, это становится все менее выгодно. Когда прибыль опускается до значения 50-100 тыс. руб., мы понимаем, что за то количество времени и энергии, которое тратится на этот проект, это становится совершенно нерентабельно».
По данным Data Insight, объем рынка маркетплейсов с 2020-го вырос в шесть раз, приблизившись к 4,5 трлн руб. Активными темпами плелась и паутина ПВЗ, сейчас, по разным оценкам, их от 100 до 150 тыс. по стране. Но не все предприниматели просчитали риски, делится владелец сети ПВЗ Ozon в Ростове-на-Дону Алексей Козлов: «Большинство людей, которые открывали пункты, делали это бездумно. К примеру, не учитывая множество факторов, это зарплаты, которые придется платить, стоимость аренды.
В селах каких-то снимают помещение за 80 тыс. руб., я не понимаю, как можно было на такие условия соглашаться. То есть люди сами себя загоняют в изначально минусовой бизнес-план, который они, вероятно, вообще не составляют».
Снижение выручки фиксируют и селлеры. Например, в этом году Wildberries вслед за Ozon ввел обязательную рекламу через внутренние инструменты площадки. Иначе товары просто не будут реализовываться. Фактически это заставило продавцов закладывать от 10% до 20% в стоимость вещей. Так недалеко и до американского Amazon, где, по словам собеседников “Ъ FM”, планка составляет все 30%.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".