«Инвестировать приходится каждый год»

Ростовский завод фильтровального оборудования (РЗФО) — один из ярких примеров импортозамещающего производства. Предприятие выпускает различные фильтры для автотранспорта, сельхозмашин и спецтехники, смогло заместить на отечественном рынке аналоги западных компаний, покинувших Россию. Для того чтобы завод не только сохранял устойчивость, но и развивался, собственники ежегодно инвестируют в него 20-30 млн руб., рассказал Олег Ной, соучредитель ГК «РостАгроСервис», в структуру которой входит РЗФО.

Фото: предоставлено ГК «РостАгроСервис»

— Каким для предприятия оказался 2023 год? Все ли удалось сделать из намеченного?

— Он был разным. Так, начало года для РЗФО выдалось положительным: пошли полугодовые и годовые заявки, начал сокращаться кассовый разрыв, заказчики увидели, что с предприятием можно иметь дело. По их мнению, деятельность РЗФО поддается позитивным прогнозам: оборудование, ассортимент, наличие необходимых комплектующих и материалов — все на уровне. И у клиентов было понимание: если они хотят получить продукцию в срок, то заказать ее надо заранее. На склад никто не работает. Не такие сейчас время и экономическая модель.

В первом полугодии-2023 мы нарастили клиентский портфель и расширили географию продаж. Прежде всего, за счет стран СНГ. Там хороший спрос на наши фильтры. Во-первых, мы используем передовые «зеленые» технологии и инновационные материалы, что соответствует строгим экологическим требованиям. Во-вторых, мы замещаем фильтры, которые ранее поступали на рынки СНГ из Европы и Америки и которые китайские предприятия по разным причинам не могут сейчас делать. В-третьих, мы строго следим за качеством наших фильтров, предоставляем на них гарантию и четко выполняем все обязательства перед клиентами. Они видят это, ценят и голосуют рублем за наш товар.

— Вы сказали, что год был разным. Что имели в виду? Проблемы?

— Скорее барьеры. Всегда есть нечто, мешающее развитию. В прошлом году были трудности с поиском альтернативных поставщиков комплектующих и материалов, возникали сложности с логистикой, которую на данный момент мы отладили. В текущем году есть сложности

с платежами. Понятно, что мы сейчас решаем связанные с платежами задачи. Применяем различные схемы, чтобы все получить вовремя, выполнить заказы и не подводить наших клиентов. Но растут накладные расходы, что негативно отражается на себестоимости и конечной стоимости продукции. В итоге мы вынуждены были скорректировать прайс. В сторону увеличения.

— Вы используете зарубежные комплектующие. Есть ли трудности с их получением? Как выходите из положения?

— Мы используем комплектующие разных производителей. Сейчас стараемся переходить на работу с отечественными поставщиками. Однако есть много сложных компонентов, которые не всегда удается найти в России, причем по той цене, которую предлагают нам китайские поставщики.

Постепенно в нашей стране открываются такие возможности: развивается промышленность, приобретаются новые станки, способные производить сложные вещи. В итоге, мы уже видим перспективы импортозамещения. Именно по комплектующим.

— Сколько вы инвестировали в РЗФО? На что направили эти средства?

— Сразу подчеркну, что инвестировать приходится каждый год. Собственники заводов в массе своей понимают: все, что связано с промышленностью, это — бесконечные вложения. Появляются новые материалы, технологии, станки. Идет постановка новых задач и целей. Говорить о том, что запустили станок и сразу же получили прибыль, не приходится. Это — долгий процесс. Как правило, любая прибыль тут же инвестируется во что-то новое. Например, это может быть связано с продвижением существующих (товарных) позиций, разработкой новых, расширением ассортимента и дилерской сети.

Если говорить о цифрах, то ежегодно мы инвестируем 20-30 млн рублей. Это вложения совокупные: не один раз в год, а в течение всех 12 месяцев. Это — постоянный и непрерывный процесс, при котором общий объем вложенных в развитие средств уже и не так важен. Хотя бы потому, что показатель стабильно растет и существующая на данный момент цифра быстро теряет актуальность.

— Сколько средств и на что именно намерены инвестировать в 2024 году?

— Мы сейчас готовим производственную площадку в новом технопарке Азовский. РЗФО будет здесь одним из якорных резидентов. Есть соглашение с дирекцией технопарка. Под нас построят мощности — 3 тыс. кв. метров. Там будет административный и производственный корпуса, лаборатория. Мы перенесем сюда производство, которое у нас пока работает в Мясниковском районе Ростовской области. Цель — существенное увеличение мощностей и, как следствие, объемов выпуска продукции.

Работа над проектно-сметной документацией завершена. Идет подготовка к строительству производственных площадей. Первую очередь, 1,5 тыс. кв. метров, планируем запустить в феврале 2025 года, а вторую, также 1,5 тыс. «квадратов» — через полгода, осенью.

Недавно были в Китае. Рассматривали, в том числе, возможность приобретения современного оборудования для производства фильтров, новых линий. Этот технопарк позволит нам сократить издержки и получить более выгодные условия по созданию и развитию предприятия. Повторюсь, здесь у нас больше возможностей для расширения производства, увеличения объемов, размещения более вместительных складов.

— С кем вам приходится конкурировать сейчас сильнее всего — с отечественными игроками или зарубежными?

— Сейчас наш основной конкурент — Китай. Мы принимаем участие и входим в ряд промышленных ассоциаций. Работаем над тем, чтобы все-таки началась сертификация такой продукции, как фильтры. Сейчас из КНР, по сути, идет контрафакт — товар, не соответствующий задачам, которые призван решать. Российские предприятия сами могут сертифицировать свою продукцию. Однако пока это не дает ощутимых результатов. Мы пошли другим путем. На базе РЗФО создали лабораторию, где проверяем все входящие материалы, а также — готовую продукцию. Кроме того, клиенты обращаются к нам для того, чтобы проверить фильтры, которые они купили у сторонних производителей. Часто исследования показывают, что такая продукция не соответствует необходимым техническим параметрам. Клиенты стали обращать на это более пристальное внимание. Это и понятно: ремонт двигателей, гидравлических систем, агрегатов сейчас стоит очень дорого, а порой нужные запчасти просто невозможно найти.

Сейчас мы тесно сотрудничаем с НАМИ (ведущим в России научным и инжиниринговым центром транспортной индустрии). РЗФО на своей базе будет дополнительно создавать лабораторию с оборудованием для проверки гидравлических систем, систем очистки масла. Потому что клиенты страдают от недоброкачественной продукции. Такие проблемы надо решать, так как в этом решении — залог долговечности двигателей, механизмов и узлов.

— Есть ли у вашего завода фильтров партнерство с промышленными гигантами?

— С крупными производителями сложно работать. Требования у них настолько высокие, что зачастую такое сотрудничество не имеет смысла. Мы тратим огромные ресурсы, время, самостоятельно проводим необходимые исследования и испытания. Для того чтобы внедрить свою продукцию на производство (например, сельхозтехники). Для этого создаем лабораторию (для ускорения определенных процессов). Но, к сожалению, сотрудничество с промышленными монстрами не дает того «выхлопа», который, казалось бы, должен был появиться. Все время возникают препятствия. С другой стороны, мы четко понимаем, что крупные машиностроительные заводы зачастую используют фильтры, которые не отвечают критериям высокого качества, не соответствуют «строгим» параметрам, о которых постоянно говорят машиностроители, оценивая наши фильтры.

— Почему так происходит?

— Потому что проводятся закупочные аукционы на фильтровальное оборудование. В них побеждает тот, кто предложит дешевле. А это, по сути, убивает промышленность, потому что негативно отражается на качестве и надежности техники, одна единица которой стоит три, пять, десять и более миллионов рублей. Наверное, это самый тяжелый для понимания процесс. Кстати, дорогая европейская или американская техника тем и отличается от большинства российской. На Западе «дорого» — показатель 100-процентного качества, на всех уровнях. Мелочей там нет.

В ситуации с российскими заводами поставки на сборочный конвейер — очень тяжелая работа. Конечно, мы пытаемся работать с отечественными машиностроителями. У нас есть желание нарастить этот портфель по клиентам и товарным позициям. Однако в нынешних условиях сделать это крайне сложно.

— То есть ваш выбор сейчас — это конечные потребители?

— Они, действительно, уже очень хорошо знают нашу продукцию. Вторичный рынок более динамично развивается, там есть конкуренция, вопрос качества — на первом месте.

Сейчас нам гораздо проще договориться с крупными иностранными компаниями, которые поддерживают в России свою технику. Они видят наше качество: берут образцы продукции, проводят испытания, оценивают. И в итоге принимают решение в нашу пользу. У них уже есть доверие к бренду РЗФО.

ГК «РостАгроСервис»

Реклама 16+

Вся лента