Делу время, прерыванию срок
Минздраву рекомендуют снизить позволенный для аборта интервал беременности до девяти недель
Комитет Госдумы по охране здоровья рекомендовал Минздраву проработать вопрос о сокращении срока, в ходе которого женщина может по своему желанию прервать беременность, с 12 до 9 недель. Соответствующее обращение, которое содержит также призыв усилить контроль за препаратами для медикаментозного аборта, сообщил “Ъ” глава комитета Бадма Башанкаев, разослано в федеральные органы исполнительной власти. Эксперты обращают внимание, что срок выбора до 12 недель беременности для женщин действует в большинстве стран мира. Главный внештатный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью женщин Наталья Долгушина заявила “Ъ” в этой связи о необходимости «тщательно оценить дополнительные мероприятия по профилактике абортов с точки зрения риска снижения доступности квалифицированной медицинской помощи и увеличения так называемых криминальных абортов».
Профильный парламентский комитет подготовил рекомендации, о которых идет речь, по итогам прошедшего в конце прошлого года круглого стола в Госдуме о законодательных аспектах прерывания беременности (“Ъ” подробно рассказывал о мероприятии 27 октября 2023 года).
Главным выводом, в частности, стала обращенная к Минздраву просьба проработать вопрос о сокращении срока искусственного прерывания беременности по желанию женщины с 12 до 9 недель (на соответствующий документ ссылается ТАСС).
Кроме того, депутаты рекомендуют Росздравнадзору обеспечить усиление контроля за обращением препаратов для медикаментозного прерывания беременности «в целях недопущения самостоятельного использования вне специализированных медицинских организаций».
Отметим, в октябре прошлого года Минздрав уже внес препараты для прерывания беременности — мизопростол и мифепристон — в перечень средств, подлежащих предметно-количественному учету. В ведомстве объяснили усиление контроля тем, что их прием без надзора врача связан с высокими рисками негативного влияния на здоровье и даже угрозы жизни. В то же время в феврале этого года Минздрав разрешил без рецепта продавать популярные экстренные противозачаточные «Постинор» и «Эскапел». В компании «Гедеон Рихтер», выпускающей эти средства, сообщили, что российские регуляторные органы оценили международный опыт применения, а также собственные исследования с точки зрения безопасности приема препарата без назначения врача.
Глава комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев отметил важность усиления контроля со стороны Минздрава, однако подчеркнул, сославшись на мнения экспертов и анализ международной практики, что полный запрет процедуры может привести к росту нелегальных абортов, материнской смертности, бесплодию, а также росту количества детей, остающихся без попечения родителей.
«Огромное значение имеет повышение доступности медико-социальной помощи для беременных независимо от места проживания. Это расширение спектра социального сопровождения беременной женщины, в том числе с точки зрения доступности медицинской и психологической помощи, бытовых и иных социальных услуг»,— сказал “Ъ” господин Башанкаев. Он добавил, что подготовленные рекомендации — лишь один из этапов работы над этой «сложной и многогранной темой».
Документ, по словам Бадмы Башанкаева, разослан в федеральные органы исполнительной власти и общественные организации: «Он будет тщательно изучаться, после чего комитет по охране здоровья аккумулирует все мнения, все за и против, чтобы работу продолжить».
Парламентарий упомянул, что, по информации Минздрава, в России число абортов стабильно снижается. С 2019 по 2022 год — на 24%, из них количество медицинских легальных абортов по желанию женщины — на 32%. По его оценке, это один из результатов планомерной работы, включающей консультирование. По данным 2022 года, благодаря таким консультациям было сохранено 47 598 беременностей.
В середине июня Минздрав РФ, как рассказывал “Ъ”, утвердил новую версию клинических рекомендаций по искусственному прерыванию беременности, подготовленную Российским обществом акушеров-гинекологов. Планируется, что они вступят в силу 1 января 2025 года. В новой редакции указывается, что аборт проводится «по настойчивому желанию женщины при условии обязательного проведения профессионального психологического консультирования» в женской консультации. Исключение составляет аборт по социальным и медицинским показаниям.
В предыдущей версии, отметим, речь шла лишь о «желании пациентки». Кроме того, в 2023 году частные клиники в ряде регионов отказались от лицензий на проведение абортов. А в декабре заксобрание Нижегородской области внесло в Госдуму проект поправок к законодательству о здравоохранении, которые вовсе исключают коммерческие медорганизации из числа имеющих право делать аборты. Законопроект не рассматривают.
Гинеколог, эксперт ВОЗ Любовь Ерофеева считает сокращение срока, на котором возможно прерывание беременности, до девяти недель «опасной инициативой».
Аборт на сроках свыше 10–11 недель — не такая уж частая история, уверяет госпожа Ерофеева. Есть девушки с нерегулярным менструальным циклом, продолжает гинеколог, которые могут не знать о беременности первые десять недель. Невозможность сделать аборт едва ли станет для них стимулом оставлять нежелательную беременность. Такие пациентки, полагает она, рискуют уйти в нелегальное поле. В большинстве стран мира, подчеркивает госпожа Ерофеева, аборты разрешены до 12-й недели, в нескольких европейских странах — до 14-й.
Акушер-гинеколог, врач-эксперт лаборатории «Гемотест» Денис Банный полагает, что сокращение допустимого для аборта срока до девяти недель возможно. Но и он отмечает необходимость учитывать пациенток с нерегулярным менструальным циклом: «Есть риск, что с изменением разрешенного для аборта срока такие женщины не смогут самостоятельно принять решение о прерывании. При этом важно учитывать, что действующий закон позволяет принять решение о прерывании беременности по социальным показаниям до 22 недель. Такая норма действует для жертв изнасилования и женщин, у которых супруг погиб или получил 1–2-ю группу инвалидности»
Главный внештатный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью женщин Наталья Долгушина напоминает, что в настоящее время в РФ реализуется целый ряд мер, направленных на поддержку семей с детьми и женщин в трудной жизненной ситуации, постоянно совершенствуются подходы к работе с женщинами в ситуации репродуктивного выбора, а также разработаны новые клинические рекомендации, включающие меры, направленные на снижение числа абортов. «Следует тщательно оценить дополнительные мероприятия по профилактике абортов с точки зрения риска снижения доступности квалифицированной медицинской помощи и увеличения так называемых криминальных абортов»,— заключила госпожа Долгушина.