Музыкальные лейблы против ИИ

Насколько оправданы претензии компаний к разработчикам нейросетей

Крупнейшие музыкальные лейблы подали в суд на разработчиков искусственного интеллекта. Звукозаписывающие компании Universal Music, Sony Music и Warner Records направили иск против стартапов Suno и Udio. Они разрабатывают нейросети, которые позволяют создавать треки с помощью текстовых запросов. Как утверждают истцы, компании нарушили авторские права, используя для обучения искусственного интеллекта работы артистов без разрешения. Есть ли перспективы у такой претензии в суде? Расскажет Анастасия Таслунова.

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

В качестве возмещения ущерба музыкальные лейблы требуют компенсацию в $150 тыс. за каждое произведение. Как пишет Reuters, компании Suno, возможно, придется заплатить за 660 песен, а Udio более чем за 1,5 тыс. композиций. Именно столько разработчики якобы незаконно скопировали.

Впрочем, у стартапов еще есть шанс оспорить претензии в суде, отмечает ассоциированный исследователь Центра международных исследований интеллектуальной собственности в Страсбурге Александр Тюльканов: «Обычно компании подобного рода ссылаются на то, что они имеют право на использование, которое допускается без согласия правообладателя.

В американском законе четыре критерия, которые принимаются во внимание судом. Во-первых, коммерческий ли носит характер такое использование, либо нет. В данном случае мы видим, очевидно, коммерческое использование. Работы защищаются авторским правом, используется существенная их часть, в основном все эти музыкальные композиции попадают целиком в обучающую выборку».

Издание The Verge указывает, что в мае Sony Music разослала разработчикам искусственного интеллекта письма. В них корпорация предупредила, что без специального разрешение использование контента для обучения незаконно. Суду же для вынесения решения придется установить масштаб убытков музыкальных лейблов, рассуждает управляющий партнер юридической фирмы Semenov & Pevzner Роман Лукьянов:

«С одной стороны, есть определенная практика, которая вроде бы позволяет сделать так, чтобы по крайней мере в паре похожих дел суд вставал на сторону разработчиков или операторов систем ИИ, а не на сторону правообладателей.

Штаты — это передовая юрисдикция с точки зрения формирования судебной практики по делам, где так или иначе задействован искусственный интеллект, но, с другой стороны, даже там нет какой-то определенности в такого рода спорах.

То, что это серьезно отражается на рынке, является фундаментальным рисковым фактором для музыкальных компаний, это данность, с этим не поспоришь».

Это далеко не первый подобный спор между правообладателями и разработчиками искусственного интеллекта. Например, в прошлом году аналогичное письмо к компании OpenAI направляла американская гильдия писателей. Литераторы запретили обучать программы с помощью их произведений.

И такие шаги значительно замедляют развитие отрасли, считает гендиректор компании-разработчика систем ИИ «А-Я эксперт» Роман Душкин: «То, что правообладатели сейчас возмущаются, на мой взгляд, это плохо, потому что они мешают научно-техническому прогрессу. Чем больше запретов будет там, где они могли бы отсутствовать, тем медленнее будет идти все. Это не что иное, как правовой барьер. Его должны устранять те, кто работает с нормами права».

Сбор данных искусственным интеллектом вызывает вопросы не только у правообладателей. Внедрение такой системы в технику Apple не так давно возмутило Илона Маска. Он объявил, что запретит сотрудникам своих компаний использовать гаджеты корпорации из Купертино. А чтобы данные точно не утекли, обяжет всех сдавать устройства при входе в офисы.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Дарья Фоменко

Вся лента